Другой минус начальной стадии жизненного цикла продукта заключается в неготовности самого производителя освоить все тонкости производственного цикла. В случае каркасно-панельного домостроения самой больной темой является непрофессионализм на стадии проектирования. 2. Недоверие к технологии Недоверие – производная характеристика первого фактора. Во многом недоверие объясняется незнанием технологии. Но есть еще и отягощающие факторы. Во-первых, это ассоциация с щитовым домостроением советских времен, вследствие чего каркасно-щитовые дома воспринимаются как исключительно как временное дешевое жилье. Во-вторых, фактор, который производителями обозначается как одно из основных преимуществ – быстрота, часто воспринимается как следствие «ненадежности» дома. 3. Нет осознания эффекта эксплуатации энергосберегающего дома. Наверное, можно сказать, что в России энергосбережение еще долгое время не будет являться потребительской ценностью. 4. Конкуренция с дешевыми заменителями Все вышеназванные проблемные факторы усугубляются наличием большого спектра различных технологий, которые формируют смысловое наполнение понятия «каркасно-панельный дом». Речь идет как о целых технологических направлениях в малоэтажном домостроении, так и об отдельных вариациях в проектировании дома. Конкурирующими технологиями можно назвать большой спектр различных технологий щитового домостроения, различные вариации технологий «фахверка», а также так называемую «канадскую технологию», основанную на возведении каркаса и обшивки его SIP-панелями. Дома, построенные по данным технологиям, ставятся потребителем в один ряд с каркасно-панельными домами, изготавливаемыми, допустим, по технологии Weinmann. Ну, и последние, соответственно, наделяются всеми минусами, присущими щитовым и СИП-домам. Также в рамках каркасно-панельной технологии мы видим очень широкий спектр вариаций конструкций, которые очень значительно различаются как по своим качественным характеристикам, так и по стоимости. Поэтому, неизбежным является тот факт, что мелкие производители дискредитируют бизнес низкокачественной работой. 4. Отсутствие внутреннего предложения отдельных материалов Прежде всего, речь идет об отсутствии внутреннего предложения OSB-плит. Подавляющая часть OSB-плит импортируется в РФ из Канады, в результате чего их стоимость значительно возрастает. Прогноз развития рынка каркасно-панельного домостроения Каркасно-панельная технология на сегодняшний день является «последним словом» деревянного домостроения. Как и в случае любого нового продукта, успех на рынке во многом зависит от усилий, затраченных на продвижение. Плюс, необходимо время, достаточное для формирования новых «стереотипов потребления» и слома старых представлений. Можно сказать, что в России существует опытный регион – Ленинградская область, - где новая технология прошла опробацию, зарекомендовала себя и успешно продается. Там рынок начал формироваться в 2003-м году и сейчас находится в достаточно зрелом состоянии. Даже в 2009 году, когда наблюдается «обвал» строительного рынка, производители Северо-Западного ФО, сохранили свои объемы производства. Это явилось, прежде всего, следствием того, что каркасно-панельные дома «отвоевывают» долю у других типов домов. В других районах страны, в том числе и в Московском регионе, - данная технология находится в самом начале своего жизненного цикла. Потребитель только знакомиться с новым продуктом. В 2008-2009 гг. вышли производители, которые, по-сути, взяли на себя «издержки первопроходца». Вкладывая средства в продвижение, они знакомят потребителя с новым продуктом. Следующим игрокам будет легче. Но в данный момент не эти факторы являются определяющими для прогнозирования рынка. Сегодня строительный рынок «замер». Наряду с ростом объемов строительства будет расти спрос и на данные дома. Как, впрочем, на любые дома. На каркасно-панельные дома спрос будет расти опережающими темпами. Они будут отвоевывать рыночную долю у других типов домов. Неизбежно будет расширяться география производства. В настоящее время производство каркасно-панельных домов отсутствует во многих регионах. Во многих федеральных округах есть всего лишь один-два производителя. Они, как раз, берут на себя «издержки первопроходца». Другим остается только прийти на растущий рынок. С анализом российского рынка каркасно-панельных домов Вы можете познакомиться в работах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок каркасно-панельных домов в России». Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 672-70-46 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |