Мосты и огромные водоводы – ответственные сооружения, работающие порой в непростых условиях. Ныне на самые лучшие из них строители вряд ли выдадут гарантию больше чем на 100 лет. Увеличение срока службы ещё в сто раз кажется фантастикой (фотографии с сайта inhabitat.com). Кроме того, "нанобетон" обладает большей прочностью, а значит, изделия из него можно делать тоньше. При этом тонкие изделия обычно более чувствительны к ползучести, чем массивные. А её мы теперь можем победить. Вот и ещё один путь сокращения выпуска бетона, а значит — выбросов парниковых газов. Поскольку работа Ульма и Вандамма велась на средства французской компании Lafarge Group, мирового лидера в области стройматериалов, есть шанс, что теоретические выкладки учёных не останутся без внимания практиков. Как не осталось без внимания другое изобретение последнего времени — проницаемый бетон (Pervious concrete), выпускаемый рядом поставщиков, в частности, в США. Проницаемый бетон ещё и легче обычного, при сопоставимой прочности (фото с сайта inhabitat.com). Не странно ли? Обычно бетон стараются сделать как можно более непроницаемым — дольше простоит. Но тут иной принцип. Водопропускающие бетонные плиты делают из сравнительно крупных и стойких гранул бетона, которые склеиваются между собой так, что между ними остаются многочисленные пустоты и каналы (они составляют 15-25% объёма) — путь для воды. В чём смысл такой затеи? Дело в том, что в городах из-за вездесущего нашествия асфальта и бетона кардинально меняется режим стока дождевых вод, в сравнении с дикой природой. В городе в почву попадает минимум воды, поверхностный сток максимален, да и тот в конце концов уходит по ливневой канализации в реки или моря. Траве и деревьям перепадает минимум влаги, и это одна из причин чахлой растительности.
|