новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Анализ рынка сывороточных белков в России
Рынок кормовых отходов кукурузы в России
Рынок рынка крахмала из восковидной кукурузы в России
Рынок восковидной кукурузы в России
Рынок силиконовых герметиков в России
Рынок синтетических каучуков в России
Рынок силиконовых ЛКМ в России
Рынок силиконовых эмульсий в России
Рынок цитрата кальция в России
Анализ рынка трис (гидроксиметил) аминометана в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

Законы и практика

Использование этилового спирта в качестве компонента автомобильного бензина. Анализ нормативной документации


Ужесточение экологических требований к качеству автомобильных бензинов, в первую очередь для крупных городов и мегаполисов, и сокращение запасов нефти в сочетании с бурным ростом численности  автотранспорта в России подразумевает необходимость использования альтернативных биовозобновляемых высооктановых компонентов (добавок) к автомобильным бензинам. Наиболее перспективным высокооктановой добавкой к автомобильным бензинам является этиловый спирт (этанол).


Высокая  детонационная стойкость, низкая токсичность, возможность производства из возобновляемых источников сырья, имеющиеся в России свободные мощности для производства - все это делает этанол более привлекательным по сравнению с другими оксигенатами (высокооктановыми добавками). Еще с 80-х годов ХХ века началось массовое использование в                Бразилии, США, Канаде и Колумбии автомобильных бензинов, содержащих 5, 10 («Газохол»), 15 (Е15) и 22% этанола.

В настоящее время объем мирового рынка этанола оценивается около 40 млрд. литров в год, из которых 60% используется как добавка к топливам, 25% потребляет химическая промышленность, 15% используется в пищевых целях, при чем эта доля постоянно сокращается. Мировое производство этанола в последние годы увеличивается годовыми темпами порядка 10%, лидерами являются Бразилия - 14; США -12; Китай - 3 млрд. литров в год.

Директива Европейского парламента и Совета 2003/30/ЕС от 8 мая 2003 года по использованию биотоплива предусматривает, что доля биотоплива в общем потреблении автомобильных бензинов и дизельного топлива в 2010 году должно достичь 5,75% , а к 2020 году этот показатель должен возрасти до 20 %.

В настоящее время на заправочных станциях Бразилии, США, Канады и ряда других стран продают смеси бензина с эталоном Е 10 (10% этанола),       Е 85 (85% этанола), Е 95 (98% этанола) и чистый этанол Е 100. Типовое топливо Е 10 в котором этанол заменяет МТБЭ, обеспечивает безопасную эксплуатацию всех типов современных автомобилей этих стран.

Достаточно благополучная ситуация в производстве и использовании этанола для автотранспорта сложилась в Бразилии, которая является одним их основных производителей этанола в мире (более 12 млрд. литров этанола в год), что составляет половину объема потребностей в бензине и более 50 % мирового производства). 40 % бразильского автопарка использует чистый этанол (с 4% воды) и 60% автопарка использует бензин с 22% безводного этанола. При недостатке топливного этанола его заменяют смесью, содержащей 60 % этанола, 33% метанола и 7% бензина.

В качестве октаноповышающей добавки этанол (до 10%) используется в США в качестве топлива, называемого «газохол». Каждая четвертая тонна бензина, производимая в США, содержит этиловый спирт.

Учитывая постоянно повышающиеся требования к автомобильному бензину в странах Европы каждые шесть лет ужесточаются требования к автомобильному бензину /прежде всего это относится к соединениям серы, ароматических углеводородов (бензола и его производной), летучие углеводородные фракции С4-С5/. Так, с 2005 года введен в действие стандарт             ЕН 228-04 - (называемый также «ЕВРО-4»), до 2000 года действовал стандарт ЕН 228-99 - («ЕВРО-3»), а предыдущий стандарт ЕН-228-92 - («ЕВРО-2») был введен в 1993 г.

В итоге за последние 12 лет допустимое содержание бензола в бензинах, закрепленное в стандартах, сократилось с 5 до 1% ; серы с 500 ппм (миллионные доли) до 50, ароматики с 42 до 35%.

В Европейском стандарте ЕН 228-99 «Автомобильные топлива. Неэтилированный бензин. Технические требования и методы испытания», указывается, что членами Европейской национальной организации по стандартизации устанавливаются требования и методы испытаний для неэтилированного бензина стандартного качества (с октановым числом по исследовательскому методу не менее требований, установленных в национальном стандарте и с октановым числом по моторному методу не менее требований, установленных в национальном стандарте) и высшего сорта (с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95 и с октановым числом по моторному методу не менее 85).

Содержание этилового спирта (этанола) в них устанавливается в пределах до 5% (по объему) с учетом возможного вовлечения также до 3% метилового спирта и других оксигенатов - суммарно не более 10 % (по объему), при этом содержание кислорода не должно превышать 2,7 %  (по массе). Это относится и к Европейскому стандарту ЕН-228-04.

Аналогичные ужесточения действующих норм для стран Европы по показателям качества моторных топлив (автомобильных бензинов и дизельного топлива), предложенные мировыми производителями автомобили опубликованы в декабре 1998 года. Основные экологические требования к топливам, поступающим на рынок, содержатся в Директиве Европейского парламента и Совета Европы №98/70/ЕС с изменениями внесенными Директивой 2003/17/ЕС.

В отличие от европейских стандартов качества ЕН-228 «Бензин автомобильный» и ЕН 590 «Топливо дизельное», имеющих добровольный характер, указанные Директивы устанавливают обязательные требования к автомобильным бензинам и дизельному топливу, обеспечивающие оптимальный состав выхлопных газов при использовании топлива на технике соответствующего класса.

В Директиве 98/70/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 октября 1998 г.,  касающейся качества бензина и дизельных топлив - в статье 3. «Бензин», пункты 2а и 2б, говорится, что государства - члены Европейского Парламента и Совета должны гарантировать, что не позднее 1 января 2000 г. неэтилированный бензин можно продавать на рынке в пределах своей территории, если он соответствует требованиям, установленным в приложении 1 (или допускать торговлю на рынке в пределах своей территории неэтилированного бензина, соответствующего требованиям, установленным в приложении 3).

Содержание этилового спирта (этанола) в приложениях 1 и 3 устанавливается в пределах до 5% (по объему) с учетом возможного вовлечения также до 3% метилового спирта и других оксигенатов- суммарно не более 10 % (по объему), при этом содержание кислорода не должно превышать 2,7 %  (по массе).

Эти требования устанавливаются для неэтилированных автомобилей бензинов с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95 и октановым числом по моторному методу не менее 85.

В Директиве 2003/17/ЕС Европейского Парламента и Совета от 03 марта 2003 г.,  вносящей изменения в Директиву 98/70/ЕС, касающейся качества бензина и дизельных топлив - в статье 3 (2) говорится, что государства - члены Европейского Парламента и Совета должны гарантировать, что не позднее 1 января 2005 г. неэтилированный бензин можно продавать на рынке в пределах своей территории, если он соответствует требованиям, установленным в приложении 1 (или допускать торговлю на рынке в пределах своей территории неэтилированного бензина, соответствующего требованиям, установленным в приложении 3).

Содержание этилового спирта (этанола) устанавливается в пределах до 5% (по объему) с учетом возможного вовлечения также до 3% метилового спирта и других оксигенатов - суммарно не более 10 % (по объему), при этом содержание кислорода не должно превышать 2,7 %  (по массе).

Эти требования устанавливаются для неэтилированных автомобилей бензинов с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95 и октановым числом по моторному методу не менее 85.

Страны СНГ также уделяют внимание использованию этанола в качестве добавок к автомобильному топливу.

Правительство Украины 4 июля 2000 года утвердила программу «Этанол», предусматривающую выпуск кислородсодержащей добавки к бензинам на базе этанола, получаемого из сельскохозяйственного сырья и автомобильных бензинов, содержащих эту добавку. Разработаны ГОСТ на бензин, содержащий этанол (ГСТУ 320.00149943.015-2000 «Бензины моторные смесевые») и ТУ У 30183376.001 на высокооктановую кислород содержащую добавку на базе этилового спирта (ВКД). Содержание ВКД во всех марках бензинов А-80Ек, А-92Ек, А-95Ек, А-98Ек не более 6 % масс. В 2000 году мощности по производству добавки составляли около 100 000 тонн в год.

В августе 2000 года сейм Литвы принял закон о биотопливе. По этой программе в республике будет выпускаться автомобильный бензин, содержащий 7% этанола. Это позволит Литве сэкономить около 30 000 тонн нефти в год и на 25-30% сократить загрязнение окружающей среды отработавшими газами автомобиля.

Аналогичные проекты, типа программы «Этанол», разрабатывались в Белоруссии, Узбекистане и Азербайджане. Так например в Белоруссии разработана рецептура добавки ВКДЭ (ТУ 38.401-58-318-2002), обладающая антидетонационными и антикоррозионными свойствами включающая стабилизатор, который позволяет сохранять гомогенность бензинов с этанолом при низких температурах в присутствии небольшого количества воды.

В России к проблеме использования этилового спирта в качестве                   высокооктанового компонента автомобильных бензинов вплотную подошли в 1995 году.

В 1996 году был разработан Федеральный закон (№28-ФЗ                            от 03.04.96 г.) об энергосбережении, предусматривающие развитие производств альтернативных топлив.

В 2002 г. распоряжением Правительства Российской Федерации  (№978-р от 16.07.2002 г.) была одобрена Концепция развития автомобильной промышленности России, одним из приоритетных направлений научно-технического обеспечения промышленности в которой также указано использование альтернативных видов топлив, включая этанол.

Наконец, энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (утверждено Правительством РФ №1234-р от 28.08.2003 г.), в которой  для обеспечения экологической безопасности энергетики предусматривается увеличение производства высококачественных моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующими европейским нормам.

Конкретных программ и политики стимулирования производства альтернативных топлив, включая этанолсодержащие, в России пока нет.

В настоящее время  в Российской Федерации действуют следующие нормативные документы, которые предусматривают использование этанола в качестве компонента автомобильного бензина:

- ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия».Дата введения с 01.07.2002 года. Марки бензина : Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92. Объемная доля этанола не более 5% ;

- ГОСТ Р 52201-2004 «Топливо моторное этанольное для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы. Общие технические требования». Дата введения с 01.07.2004 года. Марки бензанолов:              БИ 80, БИ 92, БИ 95, БИ 98. Объемная доля этанола 5,0 - 10,0%;

-  ТУ 38.401-58-330-2003 «Бензанол. Этанольное моторное топливо для двигателей внутреннего сгорания с принудительным зажиганием. Технические условия». Дата введения с 11.08.2003 года. Марки бензанола БИ-82, БИ-93, БИ-96. Объемная доля этанола 5,0 - 10,0%;

- ТУ 0251-346-11605031-2004 «Бензанол. Этанольное моторное топливо для двигателей с электронной системой управления». Дата введения с 05.09.2004 года. Марки бензанола - Премиум-БИ-95, Супер-БИ-98. Объемная доля этанола 5,0 - 10,0%;

- ТУ 38.401-58-244-2005 «Бензины автомобильные неэтилированные, содержащие этанол». Дата введения с 10.10.2005 года. Марки АИ-80Э,                АИ-92Э, АИ-95Э, АИ-98Э. Объемная доля этанола до 5%;

-  ТУ 38.401-58-350-2005    «Бензины  для  автомобилей   класса

Евро-4». Дата введения с 01.06.2005г. Марки: Регуляр Евро-92/4, Премиум Евро-95/4, Супер Евро -98/4. Объемная доля  этанола до 5%.

Октаноповышающие добавки на основе этанола в России выпускают:

- ЗАО «Нефтехимия» (бывший Самарский завод «Этанол») - «Многофункциональная добавка на основе этанола» (ТУ 38.401-58-260-00);

- Хорский гидролизный завод и Кировский биохимический завод - «Продукт спиртосодержащий для повышения октановых чисел бензина»           (ТУ 9291-001-32465440-98);

- ЗАО НПО «Химсинтез» - «Октаноповышающая добавка для автомобильных бензинов «ОДЭ» (ТУ 0258-072-11726438-2000);

- ЗАО «Каннский биохимический завод» - «Спит этиловый топливный денатурированный» (ТУ 2421-009-05754593-2001).

Основным недостатком бензино-этанольных топлив является их фазовое разделение, обусловленное наличием в них небольших количеств воды и как следствие,  ограниченной взаимной растворимостью компонентов. Проблема фазового разделения бензино-спиртовых смесей частично снимается, если использовать абсолютированный спирт. Однако в реальных условиях хранения и транспортирования бензино-этанольного топлива неизбежно его обводненение за счет попадания воды в топливо различными путями. Основными источниками воды является влага транспортных линий, влага просачивающаяся в хранилище топлива, влага конденсирующаяся из воздуха при температурных колебаниях, а также вода вносимая обводненным этиловым спиртом.

Другим существенным недостатком автомобильных топлив содержащих этиловый спирт, является их коррозионная активность по отношению к металлическим поверхностям, поэтому при разработке таких топлив, во-первых,  стремятся ограничить содержание воды в этиловом спирте (этаноле) до 1,5% масс., во-вторых, использовать стабилизирующие добавки и               ингибиторы коррозий. К последним относятся: многофункциональная добавка на основе этанола - эктанол (ТУ 38.401-58-260-00); уже упомянутые - октаноповышающая добавка для автомобильных бензинов «ОДЭ» (ТУ 0258-072-11726438-00) и продукт спиртосодержащий для повышения октановых чисел бензинов - ВОКЭ (ТУ 9291-001-32465440-98), а также добавка октаноповышающая для автобензинов «АЛЬФА-ЛИТ» (ТУ 0257-001-49679164-02)  и др.

В России мощности по производству этанола из пищевого сырья составляют около 1,5 млрд. литров, его ежегодное потребление находится на уровне 0,7-0,8 млрд. литров, причем 80% его используется для производства алкогольных напитков.

Производство этиловых спиртов в России, предназначенных для использования в качестве компонента моторных топлив, а в недалеком будущем и в качестве автомобильного топлива, находится в стадии освоения.             Пока же для этих целей используется этиловые ректификованные спирты, полученные по традиционным технологиям, как из пищевого, так и непищевого сырья.

В настоящее время в стадии разработки находится проект национального стандарта Российской Федерации «Денатурированный топливный биоэтанол. Технические условия».

Соответствие требований к качеству российского автомобильного            бензина, содержащего метанол, мировым нормам позволит не только улучшить экологическую обстановку, но и экспортировать не только сырье-нефть, но и продукты ее  переработки.

Однако, учитывая компонентный состав бензинов, который имеет место на сегодняшний день в России, ожидать массового использования этилового спирта в качестве высокооктанового компонента не приходится. Скорее всего, в коротком периоде будут по-прежнему широко использовать МТБЭ, при этом объемы его использования внутри страны возрастут, скорее всего, в значительной степени, в ближайшее время. После этого внутреннее потребление начнет снижаться. К тому же, учитывая тот факт, что Правительство РФ ввело акцизы в том числе на денатурированный этиловый спирт, ожидать резкого увеличения потребления этилового спирта не приходится, по крайней мере, до тех пор, пока его использование не будет в должной степени приветствоваться на законодательном уровне.

По материалам ВНИИНП
Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Материалы раздела

ЕВРОПЕЙСКИЙ СТАНДАРТ РАЦИОНАЛЬНОГО ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (EWS)
СРОКИ ПЕРЕХОДА к СТАНДАРТАМ GMP
УКРАИНА ЗАЩИЩАЕТСЯ ОТ ИМПОРТА МОЛОЧНОЙ КИСЛОТЫ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДДЕРЖКЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
ЕВРОПА ОГРАНИЧИВАЕТ ИМПОРТ ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ
ЕВРОПЕЙСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ СВЕТОДИОДНОГО ОСВЕЩЕНИЯ
НА РЫНКЕ АРАМИДНЫХ ВОЛОКОН
Краснодарская компания хочет запатентовать название "ДИХЛОФОС"
НОВОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НА РЫНКЕ СОДЫ
ИРКУТСКИЙ ЭТИЛЕНОВЫЙ КОНФЛИКТ
ЕВРОСОЮЗ СНЯЛ КВОТЫ НА ПОСТАВКУ НА РОССИЙСКИЙ КАЛИЙ
СЧЕТЧИКИ ГАЗА И ВОДЫ ПОКА НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫ
НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ «ХЛОРНОГО» ДЕЛА
ФАС О «ХЛОРНОМ» ДЕЛЕ
ДОРОЖНИКОВ ОБЯЖУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПБВ И ГЕОСИНТЕТИКУ
«ИГРУШЕЧНОЕ ДЕЛО «КАМАЗА»
АГРОХИМИКИ ЖАЛУЮТСЯ НА «ГАЗПРОМ» И РЖД
ЦЕНОВОЙ СГОВОР НА РЫНКЕ ХЛОРА
ФАС ОДОБРИЛА СЛИЯНИЕ «СИБУР-РШ» И «НИЖНЕКАМСКШИНЫ»
ПИКАЛЕВСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ - 2011
«СИБУР» И «КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ» СУДЯТСЯ ИЗ-ЗА ПРОСТОЯ ЦИСТЕРН
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ «БЕЛНЕФТЕХИМ»
COCA-COLA ЗАМОЛЧАЛА АСПАРТАМ
УКРАИНА ПРЕДСТАВИЛА СКИДКИ НА ТРАНЗИТНУЮ НЕФТЕПЕРЕВАЛКУ В МОРСКИХ ПОРТАХ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ СОИ ПОЛУЧИЛИ ЛЬГОТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПАТЕНТНЫЕ СПОРЫ ВОКРУГ «3D WHITE ЖЕМЧУЖНЫЙ»
ЗАПРЕЩЕН ОБОРОТ ЛАМП НАКАЛИВАНИЯ МОЩНОСТЬЮ БОЛЕЕ 100 ВАТТ
НОВЫЕ ПИКАЛЕВСКИЕ КОНФЛИКТЫ
МОДЕРНИЗАЦИЯ НПЗ: законодательное регулирование
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТОРФА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ (СУГ)
ЗАКРЫТО 80 МИНИ-НПЗ
ПАТЕНТНАЯ ЗАЩИТА ДЛЯ ДЖЕНЕРИКОВ
КОММЕНТАРИИ К ЗАКОНУ "ОБ ОБРАЩЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ"
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ЖИЛЫХ ДОМАХ
ЭКСПОРТНАЯ ПОШЛИНА НА СУГ ВЫРОСЛА НА 35%
КОНТРАФАКТ НА РЫНКЕ УДОБРЕНИЙ
НОВЫЕ ТАРИФЫ НА ЖД ПЕРЕВОЗКИ УДОБРЕНИЙ
КОНТРАФАКТНЫЙ СУЛЬФОУГОЛЬ
"ПИКАЛЕВСКИЙ КОМПРОМИСС" - 2011
О СТАНДАРТЕ GMP В НОВОМ ЗАКОНЕ "ОБ ОБРАЩЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ"
ПЛАНИРУЕТСЯ УВЕЛИЧИТЬ НАЛОГ НА АВТОМОБИЛИ КЛАССОМ НИЖЕ "ЕВРО-4"
ЭТИЛЕНОВЫЙ СПОР: Салаватнефтеоргсинтез / Каустик
ОПЯТЬ СПОРЯТ: «Базэлцемент» /«Апатит»
ПОВЫШЕНЫ ПОШЛИНЫ НА Б/У ШИНЫ

>>Все статьи

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved