новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Анализ рынка сывороточных белков в России
Рынок кормовых отходов кукурузы в России
Рынок рынка крахмала из восковидной кукурузы в России
Рынок восковидной кукурузы в России
Рынок силиконовых герметиков в России
Рынок синтетических каучуков в России
Рынок силиконовых ЛКМ в России
Рынок силиконовых эмульсий в России
Рынок цитрата кальция в России
Анализ рынка трис (гидроксиметил) аминометана в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

Мнения, оценки

АВТОБЕНЗИНЫ С МОЮЩИМИ ПРИСАДКАМИ


Надежная эксплуатация современных автомобилей становится практически невозможной без использования, в частности, моющих и многофункциональных присадок, улучшающих эксплутационные и экологические свойства бензинов. Моющие присадки для автомобильных бензинов имеют давнюю историю, но их широкое распространение связано с проблемой загрязнения окружающей среды выхлопными газами автомобилей. Это вынуждает законодателей во всем мире искать новые решения, обеспечивающие снижение потребления топлив и выбросов от их сгорания. В России на разных уровнях приняты и реализуются экологические программы, направленные на уменьшение негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду. Однако прогресс в этом направлении не так заметен, как хотелось бы.


 

Состояние вопроса
Российский парк легковых автомобилей насчитывает около 26 млн единиц, из которых более 50% находятся в эксплуатации свыше 10 лет. По экологическим характеристикам 75% легковых автомобилей соответствуют нормам Евро-1 и Евро-2; 60% грузовых автомобилей - Евро-0. По прогнозам Федерального дорожного агентства, количество автомобилей к 2015 г. увеличится до 42-47 млн штук, в основном за счет иномарок. Требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, определены Техническим регламентом, принятым 12.10.2005 г., и установлены сроки введения технических нормативов: Евро-2 - 22 апреля 2006 г.; Евро-3 -1 января 2008 г.; Евро-4 - 1 января 2010 г.; Евро-5 -1 января 2014 г. Сегодня Россия отстает от Европы в части реализации требований по токсичности выбросов. Обеспечение и сохранение в процессе эксплуатации экологических характеристик автомобиля возможно только при условии применения высококачественных моторных топлив.
Обновление автопарка процесс длительный, и в этой ситуации применение на российском автотранспорте бензинов с моющими и многофункциональными присадками позволит обеспечить существенное сокращение вредных выбросов в атмосферу и оздоровление экологической обстановки. Влияние моющих присадок на эксплуатационную экономичность работы двигателя и токсичность отработавших газов доказано многими работами и испытаниями, проведенными не только за рубежом, но и в России. Результаты дорожных испытаний, проведенных фирмой БАСФ на автомобилях Западной Европы, показали, что применение автомобильных бензинов с многофункциональными присадками обеспечивает в среднем снижение содержания в отработавших газах: углеводородов - на 20, СО - на 24, (N0)x - на 13 и С02 - на 2% [1].
За рубежом широко распространено добавление моющих и многофункциональных присадок в автомобильные бензины. В соответствии с законом о чистом воздухе, с января
 1995 г. все автомобильные бензины, применяемые в США, должны содержать моющие присадки. В европейских странах требования по обязательному добавлению моющих присадок отсутствуют. Технический комитет производителей присадок в Европе (АТС) не видит необходимости в законодательном нормировании применения топливных присадок, так как опыт США показал, что законодательное регулирование по эффективности уступает рыночному [2]. Несмотря на отсутствие такого регулирования в Европе моющие и многофункциональные присадки там широко применяются; как правило, их добавляют в бензины на терминалах непосредственно в бензовозы при отправке топлива на АЗС.
Работы по созданию моющих и многофункциональных присадок к автомобильным бензинам в России проводятся более тридцати лет. На протяжении ряда лет в промышленных масштабах вырабатывались отечественные многофункциональные присадки Афен и Автомат, используемые для карбюраторных двигателей. В НОРСИ тоже было организовано производство бензинов с этими присадками. В настоящее время из-за отсутствия сырья присадки Афен и Автомат не вырабатываются.
В целях оздоровления экологической обстановки в Москве и Татарстане были приняты решения о производстве автомобильных бензинов с моющими присадками. Так, в соответствии с распоряжением Мэра Москвы с января 1998 г. все автомобильные бензины, реализуемые в Москве, должны были содержать моющие присадки. В этих целях на городские бензины были разработаны ТУ, проведены испытания бензинов Московского НПЗ с многофункциональными присадками и оформлены допуски к их производству. Однако принятые решения не наши своей реализации отчасти из-за отсутствия производства отечественных присадок, но в большей степени, на наш взгляд, из-за отсутствия экономических стимулов.
Российские, как и европейские, спецификации на автомобильные бензины допускают добавление присадок, в том числе моющих, улучшающих их эксплуатационные свойства, но законодательно это не закреплено

В приложении к техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» наряду с другими характеристиками топлива введен показатель «Отложения на впускных клапанах и камере сгорания». По этому показателю бензин для автомобилей класса Евро-3 и Евро-4 должен соответствовать европейским бензинам аналогичного класса. В настоящее время в России, как и в Европе, не существует ни временных, ни постоянных норм, характеризующих моющие свойства товарных бензинов.
До последнего времени автомобильные бензины с моющими и многофункциональными присадками в России практически не вырабатывались, хотя многие предприятия имеют допуски на их производство. Перечень основных присадок, допущенных МВК к применению в составе автомобильных бензинов в России, приведен в табл. 1.


Особенно актуальны вопросы экологии для Москвы, как для любого мегаполиса с высокой концентрацией автотранспорта. Правительством Москвы было принято постановление (№ 952-ПП от 28 XII 2004 г.), в соответствии с которым все высокооктановые автомобильные бензины, реализуемые в городе с 1 января 2006 г. должны содержать моющие присадки. Несмотря на то, что в прессе до настоящего времени обсуждается законность этого постановления, оно помогло привлечь внимание производителей к моющим присадкам и проблеме повышения экологичности выпускаемых топлив.

Реализация программ по производству конкурентоспособных моторных топлив
Нефтяные компании ВР-ТНК, ЛУКОЙЛ, ЮКОС приняли к реализации программы, направленные на организацию производства бензинов для автомобилей классов Евро-3 и Евро-4, в том числе с моющими присадками. С учетом различных толкований понятия «моющая присадка» следует отметить, что речь сегодня идет о многофункциональных пакетах присадок, содержащих в своем составе моющий компонент, ингибиторы коррозии, деэмульгаторы и иные компоненты, а также несущую жидкость на минеральной, синтетической или полусинтетической основе.
Последние годы в российских НИИ заметно активизировались исследования в области моющих присадок. ОАО «ВНИИ НП» совместно с зарубежными фирмами-производителями присадок к топливам проводит работы по организации в России промышленного производства автомобильных бензинов с моющими и многофункциональными присадками.
В 2004 г. в институте разработан стендовый метод оценки склонности бензинов, в том числе с присадками, к образованию отложений во впускной системе двигателя (СТО АНН 40488460-001-2004). Испытания по этому методу проводятся на полноразмерном двигателе ВАЗ-2101 в сравнении с исходным бензином. Длительность испытаний - 12 ч (два шестичасовых цикла с перерывом 18 ч). Условия испытаний и принятые критерии оценки обеспечивают четкое выявление эффекта от введения моющей присадки [3].
С целью организации производства современных конкурентоспособных моторных топлив, используя этот метод, для ряда нефтеперерабатывающих предприятий были разработаны рекомендации по получению автомобильных бензинов с моющими присадками. При этом были рекомендованы широко представленные на российском рынке зарубежные присадки: Keropur 3430 N и Keropur 3458 N (фирмы BASF), HITEC 6430 (фирмы Afton Chemical) и отечественная - АлькорАВТО.
НК ЮКОС одна из первых компаний, которая откликнулись на постановление правительства Москвы. В 2005 г. на Новокуйбышевском НПЗ разработана технология, проведены испытания и поставлены на производство бензины Регу-ляр Евро-92 и Премиум Евро-95 с многофункциональными присадками АлькорАВТО и Keropur 3430 N (фирмы BASF) [4] для автомобилей класса Евро-3. В 2006 г. проведены квалификационные и стендовые испытания бензинов производства Куйбышевского и Сызранского НПЗ с присадками Keropur 3458 N, HITEC 6430 и АлькорАВТО для автомобилей класса Евро-4.
Положительные результаты получены при испытании бензинов Регуляр Евро-92/4, Премиум Евро-95/4 и Супер Евро-98/4 Рязанской НПК и Премиум Евро-95/4 производства ПО «Киришинефтеоргсинтез» с присадками Keropur 3430 N и Keropur 3458 N для автомобилей класса Евро-4.
Влияние моющих присадок на склонность бензинов к образованию отложений в карбюраторе, на впускных клапанах и камере сгорания иллюстрируется результатами стендовых испытаний, приведенными в табл. 2.


В табл. 3 приведены компонентные составы базовых бензинов. Результаты испытаний подтверждают высокую способность присадок Keropur 3430 N, Keropur 3458 N, HITEC 6430 и АлькорАВТО поддерживать чистоту карбюратора и впускных клапанов, в то же время их добавление в бензины приводит к увеличению количества нагара в камере сгорания двигателя. Необходимо отметить, что все современные моющие присадки представляют собой высокомолекулярные соединения в композиции с маслом-носителем и, обладая хорошими моющими свойствами, приводят к возрастанию нагара в камере сгорания. Как видно из табл. 2, для всех испытанных присадок величина нагара в камере сгорания, по отношению к базовым бензинам, превышает 140%, что соответствует рекомендациям Всемирной топливной хартии.


Кроме высокой функциональной эффективности, присадки должны удовлетворять требованиям, определяющим возможность их введения в бензин и применения его в условиях эксплуатации. Присадка не должна ухудшать физико-химические и эксплуатационные свойства бензина, быть полностью совместимой с другими присадками.
Квалификационные испытания опытных образцов показали, что добавление присадок Keropur 3430 N, Keropur 3458 N, HITEC 6430 и АлькорАВТО не оказывает отрицательного влияния на физико-химические и эксплуатационные свойства бензинов с присадками и их качество полностью соответствует требованиям ГОСТ, ТУ (табл. 4). В то же время испытания бензинов с присадками по методам, предусмотренным комплексом методов квалификационной оценки автомобильных бензинов (КМКО), выявили ряд особенностей. Добавление в бензины испытанных присадок приводит к увеличению суммарного содержания продуктов окисления (ГОСТ 22054-76) и содержания фактических смол, определяемых после контакта с резинами (метод утвержден решением
ГМК № 23/1-122 от 05.07.85 г.)

Как упоминалось выше, все моющие и многофункциональные присадки последних поколений представляют собой высокомолекулярные соединения в композиции с маслом-носителем. После выпаривания бензина любые присадки, имеющие высокую молекулярную массу, частично остаются в остатке. Изменение суммарного содержания продуктов окисления и фактических смол после контакта с резиной связано с тем, что при этих испытаниях используется метод определения фактических смол по Бударову (ГОСТ 8489). Для анализа бензинов методы, аналогичные ГОСТ 8489, в настоящее время нигде не используются. Фактические смолы, определяемые по этому ГОСТ, представляют собой неиспарившийся остаток, так как промывка его гептаном не производится, как это предусмотрено ГОСТ 1567.

Присутствие присадок в бензинах также вызывает увеличение количества отложений во впускной системе (метод утвержден решением ГМК № 23/1-78 от 17.05.78 г.). Это увеличение связано с образованием адсорбционной пленки на пластине после испарения бензина, при этом количество адсорбируемой присадки сравнимо с количеством отложений, определяемых по указанному методу.
Таким образом, не все методы испытаний, включенные в КМКО, позволяют дать достоверную оценку в том случае, если в бензине присутствует моющая присадка. Анализ норм и методов действующего КМКО автомобильных бензинов показывает, что они базируются на требованиях техники 25-30 летней давности и требуют пересмотра.

На основании проведенных исследований и испытаний бензины производства Рязанской НПК, Куйбышевского, Новокуйбышевского, Ново-Уфимского нефтеперерабатывающих заводов, Ангарской НХК и ПО «Киришинефтеоргсинтез» с зарубежными присадками Keropur 3430 N, Keropur 3458 N, HITEC 6430 и отечественной АлькорАВТО допущены МВК к производству и применению на автомобильной технике.

Московский НПЗ и Рязанская НПК уже приступили к производству автомобильных бензинов с моющими присадками для автомобилей класса Евро-3 и Евро-4.
С целью производства конкурентоспособных моторных топлив российские нефтяные компании, как и европейские производители, для создания топливных «брендов» начали использовать моющие присадки. Разработаны и уже поступили на рынок бензины марки Ultimate от компании ТНК-ВР и ЭКТО от компании ЛУКОЙЛ.

Сегодня в России создана необходимая нормативно-техническая база, позволяющая обеспечить выпуск товарных автомобильных бензинов с моющими присадками, соответствующих современным европейским требованиями.


Список литературы

1.Никитина Е.А., Голованов М.Л. // Мир нефтепродуктов. 2006. № 5. С. 12-19.
2.Никитина Е.А., Емельянов В.Е., Андреев С.В. // Мир нефтепродуктов. 2006. № 2. С. 25 29.
3.Нечаев В.К., Манаенков В.М., Бакалейник A.M. // Мирнефтепродуктов. 2006. № 2. С. 30-32.
4.Никитина Е.А., Емельянов В.Е., Алексеева С.И. и др. // Мир нефтепродуктов. 2006. № 1. С. 2

Е.А. НИКИТИНА, канд. техн. наук,
В.Е.ЕМЕЛЬЯНОВ, д-р техн. наук,
В.М. МАНАЕНКОВ,
A.M. БАКАЛЕЙНИК, канд. техн наук,
С.И. АЛЕКСЕЕВА
(ОАО «ВНИИ НП»)

Журнал «Мир Нефтепродуктов» №1, 2007

Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Материалы раздела

РЫНОК ПРОДУКЦИИ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ПШЕНИЦЫ ВЫРОС В 2021 ГОДУ НА 22%
ПРОИЗВОДСТВО МЕТАЛЛОПРОКАТА С ПОКРЫТИЕМ В РОССИИ
ПРОИЗВОДСТВО ОДНОРАЗОВЫХ ШПРИЦЕВ В РОССИИ
СПРОС НА ЗУБНЫЕ ИМПЛАНТЫ В РОССИИ
Производство инфузионных растворов в России
ПРОИЗВОДСТВО ПВХ ТРУБ В РОССИИ
Производство антифризов в России
ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИПРОПИЛЕНОВЫХ ТРУБ В РОССИИ
ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО ЛИТЫХ ДИСКОВ В 2018 ГОДУ
ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ТРУБ В РОССИИ
Производство арматуры выросло в 2018 году
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА IQ-CHem.
НОВЫЙ НПЗ на АМУРЕ
НЕПСКОЕ КАЛИЙНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ: новые возможности
МЕТАНОЛЬНЫЙ ЗАВОД В ЯКУТИИ
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: получение диоксида титана
ПРОИЗВОДСТВО СЭНДВИЧ-ПАНЕЛЕЙ В ВОРОНЕЖЕ
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО CO2
РЫНОК ПОДШИПНИКОВ: ШЭФФЛЕР ПОСТРОИТ ЗАВОД В РОССИИ
MATHESON БУДЕТ ПРОДАВАТЬ ГЕЛИЙ "ГАЗПРОМА"
НОВЫЙ ЦЕМЕНТНЫЙ ЗАВОД В НОВОРОССИЙСКЕ
МОДЕРНИЗАЦИЯ РЯЗАНСКОГО НПЗ
УКРАИНСКИЙ РЫНОК ПЕСТИЦИДОВ
ТОМСКИЙ НПЗ ГОТОВИТ 3-Ю ОЧЕРЕДЬ
РЫНОК АНИЛИНА: планы «Пигмента»
В ЯКУТИИ ПОСТРОЯТ ТРИ СОЛНЕЧНЫЕ СТАНЦИИ
НОВЫЙ ЖБИ-ЗАВОД
СИБУР УВЕЛИЧИЛ ВЫРАБОТКУ ШФЛУ
В РОССИИ БУДУТ ПРОИЗВОДИТЬ Е471
ПРОИЗВОДСТВО КАУСТИЧЕСКОЙ СОДЫ В РОССИИ
НОВЫЙ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЙ ЗАВОД
ТРЕТИЙ ЗАВОД «ФАРМАСИНТЕЗА»
ПОШЛИНЫ НА ИМПОРТ И ЭКСПОРТ МТБЭ
ГАЗПРОМ ПОСТРОИТ ГХК ПО ВЫДЕЛЕНИЮ ГЕЛИЯ
ЗАПУЩЕН КРУПНЕЙШИЙ в РОССИИ КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: производство газобетона на Сахалине
НАЧАЛОСЬ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЯРНПЗ
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ
LINDE БУДЕТ ПРОДАВАТЬ ГЕЛИЙ «ГАЗПРОМА»
ГАЛОПОЛИМЕР на РЫНКЕ ПЛАВИКОВОГО ШПАТА
КТО ВОЗЬМЕТ "ГРОДНО АЗОТ"?
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ШПОНА
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ГИПСОВЫХ ВЯЖУЩИХ
AIR LIQUIDE ЗАПУСТИЛО ПРОИЗВОДСТВО В ЧЕРЕПОВЕЦКЕ
О СИТУАЦИИ на «НИТОЛЕ»

>>Все статьи

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved