Виды холодного ресайклинга Для удобства холодный ресайклинг может быть классифицирован на три типа; ресайклинг на большую глубину, ресайклинг на малую глубину и реконструкция гравийных дорог. Во многих случаях нет четкого различия между первыми двумя типами ресайклинга, обычно они несколько перекрывают друг друга. Ресайклинг на большую глубину Ресайклинг на большую глубину охватывает широкий спектр применения этой технологии: для усиления поврежденных дорожных одежд с целью продления срока их службы на соответствующее время. Последующее нанесение замыкающих слоев поверх ресайклированного слоя повышает эксплуатационные свойства восстановленной дороги, такие как сопротивление заносу и т.п. Типичная глубина ресайклинга здесь превышает 150 мм. Ресайклинг на большую глубину может использоваться для укрепления поврежденных дорожных одежд с толстыми и тонкими асфальтобетонными слоями. На рис. 3.1 приведены два примера ресайклинга на большую глубину. В обоих случаях глубина ресайклинга составляет 300 мм, но на примере слева асфальтобетонный слой имеет большую толщину, в то время как в примере справа такой слой относительно тонок. Сразу же после выполнения ресайклинга необходим новый замыкающий слой. Для мало нагруженных дорог это может быть поверхностная обработка на эмульсии или тонкий слой горячей асфальтобетонной смеси. Там, где дорожная одежда должна подвергаться высоким нагрузкам, может потребоваться асфальтобетонное основание, а также асфальтобетонный слой износа. Рис. 3.1 Ресайклинг на глубину 300 мм дорожных одежд с большой (слева) и малой (справа) толщиной асфальтобетонного слоя Большая толщина асфальтобетонна Малая толщина асфальтобетонна
Ресайклинг на малую глубину Ресайклинг на малую глубину обычно выполняется для устранения значительного растрескивания асфальтобетонных слоев и улучшения их эксплуатационных свойств. Этот вид ресайклинга часто предпринимается для устройства дорог с небольшим сроком службы, но может также использоваться там, где дорожная одежда «здорова» и ослаблены только верхние ее слои. Ресаиклирование в этом случае обычно выполняется на глубину 80-150 мм. С помощью ресайклинга на малую глубину можно несколько улучшить конструкцию дорожной одежды путем укладки затем асфальтобетонного замыкающего слоя. Благодаря уменьшению проникания воды в основные слои срок службы дорожной одежды увеличивается. Оценка состояния дорожной одежды и последовательность расчета для ресайклинга на малую глубину показаны на блок-схеме рис. 3.3. Реконструкция грунтовых дорог Реконструкция грунтовых гравийных дорог укреплением их органическим вяжущим может быть выполнена путем обработки их гравия битумной эмульсией или вспененным битумом с последующим нанесением тонкого щебневого или иного защитного слоя. Преимуществами этого способа являются отсутствие пыли от движения транспорта в сухое время и более безопасные условия движения в дождливую погоду, с меньшей вероятностью потери устойчивости транспортными средствами. Кроме того, гораздо лучше используются материальные ресурсы, поскольку отпадает необходимость в регулярной замене гравия. Для грунтовых дорог обычной является ежегодная потеря от 20 до 30 мм гравия под воздействием транспорта и погодных условий. Тем самым снижается ущерб окружающей среде, обусловленный постоянной потребностью открывать все новые карьеры и каменоломни для добычи гравия. Глубина ресайклинга этого типа обычно равна от 100 до 150 мм. Важно отметить, что возможно также укрепление гравийных дорог добавкой к их материалу цемента или гашеной извести. Но тогда необходим более толстый ресайклированный слой, порядка 200 мм. В результате этот случай следует отнести, скорее, к ресайклингу на большую глубину. Оценка состояния дорожной одежды и последовательность расчета для ресайклинга грунтовых дорог показаны на блок-схеме рис. 3.4.
|