ПРОИЗВОДИТЕЛИ КИРПИЧА О ТЕНДЕНЦИЯХ РЫНКА


Представляем интервью директора ООО «Кирпичный завод Брабер» Игоря Александровича Кабанова.


 

— Чем современное кирпичное производство отличается от старинных спосо­бов изготовления кирпича?

 

— Производительностью и стабильно высоким качеством продукции. На современных кирпичных заводах ручной труд максимально заменен машинным: автоматизированы добыча глины и ее подготовка, формовка сырца, сушка, обжиг, складирование и так далее. Разработка месторождений завода «БРАЕР» ведется в строгом соответствии с европейскими стандартами добычи глины: осуществляется послойное снятие грунта, сырье проходит качественную сортировку, происходит контроль параметров глиноматериала. Все это позволяет обеспечить стандарты экологической безопасности карьера. Последовательный процесс обработки сырья насчитывает около 10 производственных циклов. Глина, пройдя через рыхлители, камневыделители, дробилки, растиратели и смесители в конечном итоге имеет параметры помола шихты менее 0,6 мм.

 

— Насколько важно для производства иметь собственное глиняное месторождение?

 

— Качество кирпича напрямую зависит от применяемого в производстве сырья.

Заводу «БРАЕР» в этом плане повезло: наше производство имеет в распоряжении собственный карьер, качество глины в котором позволяет производить лицевой кирпич и теплую керамику, полностью соответствующие требованиям ГОСТов. Однако на российском рынке есть производства, которые лишены такой возможности, они используют привозную глину из разных месторождений, что, естественно, сказывается на себестоимости продукции, вносит определенную зависимость от поставщиков сырья. Стабильность состава сырья при производстве позволяет поддерживать цвет кирпича в единой цветовой гамме, что особенно критично для лицевого кирпича. Нельзя получить высококачественный кирпич, если состав глины постоянно меняется, поскольку для каждого состава нужен свой режим сушки и обжига. Правильно подобранный состав шихты позволяет минимизировать затраты производителя и получить в результате керамическую продукцию, обладающую наилучшими свойствами без необходимости корректировки в течение долгого промежутка времени. Чувствительность глины к сушке зависит от процентного соотношения «глинистых» и «песчаных» частиц и многих других факторов.

 

— Получается, что при внешней простоте продукта, производство кирпича — довольно сложный технологический процесс?

 

— Мы стараемся быть в курсе последних научных и производственных тенденций. К примеру, в активе завода «БРАЕР» имеется уникальная исследовательская лаборатория, специалисты которой занимаются тестированием продукции по качеству. Лаборатория оснащена новейшим оборудованием из Европы, имитирующим реальное производство, где уменьшенный образец продукции тестируется по всем технологическим параметрам производства реального кирпича. Пригодность глины для производства кирпича определяется лабораторными испытаниями. Одна из важнейших задач заводских технологов — подобрать оптимальную производительность линии формовки кирпича и режим работы сушилки, при которых обеспечивается высокое качество сырца при максимально достижимой производительности кирпичного завода.

 

— Какие тенденции наблюдаются сегодня в отечественном кирпичном производстве?

 

— К сожалению, большое число кирпичных заводов на территории России в настоящее время не в состоянии выдерживать максимального объема загрузки вследствие износа оборудования на 60-70%, что сказывается и на качестве выпускаемой продукции. В процессе строительства кирпичного завода «БРАЕР» мы старались создать максимально «продвинутое» в технологическом плане производство. Для нас важным моментом было и есть применение в работе самых эффективных технологий — начиная с разработки карьера и заканчивая упаковкой. Как уже было сказано, наше производство практически полностью автоматизировано что, безусловно, положительно влияет на качество продукции и снижает производственные издержки. Кирпичный завод «БРАЕР»

 

— Cовременный производственный комплекс, расположенный в Тульской области, оснащен высокотехнологичным оборудованием, созданным мировыми лидерами в производстве промышленного оборудования.

 

— Чем продиктован ассортимент вашей продукции?

 

— В первую очередь — рыночным спросом. Наибольшей популярностью сегодня в России пользуется лицевой кирпич и так называемая «теплая керамика» — керамический поризованный кирпич крупного формата.

Лицевой (облицовочный) кирпич применяется для кладки и одновременной облицовки наружных и внутренних стен зданий и сооружений, то есть имеет достаточно широкое применение. Кроме того, он применим для возведения заборов, внутренней облицовки некоторых помещений и декоративных работ. Для удобства транспортировки каждый ряд кирпича прокладывается бумагой, что исключает возможность сколов при перевозке. Для придания более эстетичного вида в кирпичной кладке на производстве выпускается трехсторонняя фаска на кирпиче. Лицевой кирпич больше всего ценится за его декоративные характеристики, поскольку прекрасно подчеркивает индивидуальность здания, придает ему респектабельный вид. Что же касается «теплой керамики», то она активно используется в строительстве для возведения наружных и внутренних стен. Ее поризованная структура и крупный формат значительно улучшают теплотехнические и качественные свойства продукции. Поризованный кирпич выступает основным конструктивным материалом при возведении внутренних и наружных стен дома и не требует дополнительного утепления другими материалами.

— Каковы сферы применения кирпича в современном строительстве, существует ли «строительная» мода на кирпич?

 

— В настоящее время кирпич активно используется как в малоэтажном, так и в высотном строительстве. И, конечно, можно говорить о «строительной» моде. При строительстве высотных домов архитекторы применяют облицовку самых разных цветов, только у красного кирпича их — несколько оттенков. В зависимости от назначения, кирпичная продукция бывает разных форм и расцветок. И все же, из всех возможных оттенков в России традиционно наиболее распространен красный кирпич из красножгущейся глины. Коричневый и терракотовый кирпич российского производства, как правило, изготавливается путем добавления в глину красящих пигментов природного происхождения.

Необходимо учитывать, что цвет по-разному выглядит на шероховатой, гладкой и колотой поверхностях. В России, вслед за Западом, наконец-то начинают отходить от унылых одноцветных построек к более современным, жизнерадостным. При этом заказчику всегда удобнее купить строительный материал сразу у одного производителя, что создает для последнего дополнительные стимулы: расширять палитру цветов, фактур, применять обсыпку песком, экспериментировать с технологиями и т.д.

 

— Что можно сказать о кирпиче с актуальных сегодня позиций «зеленых» технологий?

 

— Кирпичная продукция — абсолютно чистый, экологичный материал. В состав сырья входят элементы исключительно природного происхождения. Само производство также не наносит вреда окружающей среде. Кирпичная продукция чрезвычайно долговечна. К примеру, срок службы стен из поризованной керамики — около 150 лет, Пазогребенная форма поризованных кирпичных блоков уменьшает количество «мостиков» холода в кладке стены, понижает теплопроводность ее наружной конструкции. Фасад дома, облицованного кирпичом, устойчив к влиянию атмосферных воздействий, таких как дождь, снег, морозы и солнечное излучение.

Внешний вид таких стен надолго остается красивым и привлекательным. И лицевой кирпич, и поризованная керамика относятся к классу НГ — это абсолютно не горючие материалы.

 

— Какие факторы сегодня формируют спрос на кирпичную продукцию?

 

— Во-первых, спрос на кирпич подвержен сезонности. В зимние месяцы наблюдается спад, а с началом весны и вплоть до августа-месяца, в строительный сезон, потребность в кирпиче у строителей резко возрастает. Во-вторых, спрос стимулирует увеличение темпов строительства в целом, активное обновление жилого фонда на территории России. По нашим наблюдениям, российский рынок кирпича и кирпичных блоков пока еще далек от насыщения. Сколько произведено и ввезено кирпича — столько и реализовано. Несмотря на средний уровень качества отечественного кирпича, потребление равно 99% произведенной продукции. Это открывает перспективы для производителей высококачественной продукции, только начинающих завоевывать рынок РФ.

 

— Насколько, по Вашим ощущениям, сильна конкуренция с производителями кирпича из других регионов страны и заграничными производственниками, в частности, из стран Западной Европы (Германия, Польша), а также с производителями других видов стеновой и отделочной продукции (газобетон, бетонокамень)?

 

— Конкуренция с регионами носит преимущественно ценовой характер. Очевидно, что потребитель выберет того поставщика, который предложит оптимальное сочетание цены и качества, а также сопутствующие услуги — доставку, консультирование относительно технологий и применения продукции. Кирпич европейских производителей характеризуется довольно высокой ценой, поэтому потребление европейского кирпича в России наиболее востребовано в частном элитном строительстве, а оно составляет менее 1% от общего объема кирпичной продукции.

Что же касается продуктов-заменителей, то они не являются полноценной заменой лицевых материалов, и все же для «рядового» кирпича и пористых блоков являются довольно серьезными «соперниками». Главным «оружием» борьбы в данной ситуации для нас является не цена, а основные преимущества керамики: экологичность, высокие эксплуатационные показатели и традиции применения.

 

— Какое будущее у кирпича в нашей стране?

 

Кирпич издревле является самым универсальным строительным материалом, многими веками его производство в России и за рубежом совершенствовалось, а область применения расширялась. Традиционно в нашей стране наружные стены возводились из кирпичной кладки либо из дерева. В большинстве своем они совмещали функции несущей и ограждающей конструкции. В последнее время наружные стены возводятся из более легких материалов с высоким сопротивлением теплопередаче. Одним из вариантов для улучшения теплотехнических характеристик и снижения веса наружных стен является применение в них кладки из керамических поризованных камней и кирпича.

Несмотря на послекризисный спад деловой активности строительного сектора в последние годы, общее развитие российского рынка производств и сбыта керамических строительных материалов переживает настоящую революцию, обусловленную следующими факторами:

∙  гигантские инвестиции в строительство и модернизацию производств;

∙  значительное улучшение качества продукции;

∙  повышение уровня и качества продаж;

∙  формирование сферы дополнительных услуг (техническое сопровождение объектов). Общие тенденции таковы: сегодня на российском рынке наблюдается заметное смещение приоритета цены на продукцию в область качества производимого и реализуемого кирпича. Кроме того, на рынке есть еще абсолютно свободные ниши, что позволяет производителям развиваться и укреплять свои позиции.

 

C анализом рынка кирпича можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков  «Рынок кирпича в России»



Подготовлено

Юлией Беспятых,

Натальей Смирновой

 

Газеты «Строительный эксперт»