ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ


В условиях жилищной реформы основной задачей сегодняшнего дня в сфере обращения отходов является стабилизация платежей населения за удаление отходов.

 

Если учесть, что сдерживание роста тарифов реально существовало только при подавлении инфляции, то платежи населения можно сдержать за счет снижения норм накопления отходов. Здесь следует четко провести черту между понятиями "норма образования" и "норма накопления". Норма образования - это, в нашем понимании, объем отходов, который образуется в процессе жизнедеятельности человека, а норма накопления - это тот объем, который представлен к удалению для последующего захоронения. Платежи населения при этом складываются из тарифа - условной стоимости на сбор, перемещение и захоронение 1 кубического метра (или 1 тонны) отходов, умноженного на фактический объем отходов, предъявленных к удалению, т.е. на норму накопления. Снижение нормы накопления - это основная задача при организации процесса обращения с отходами. Решение этой задачи старыми методами, т.е. давлением на образователя отходов путем повышения платежей и штрафами результатов не принесло и, по нашему мнению, не могло принести. На наш взгляд, только включение отходов в систему конкурентной рыночной среды может принести реальные результаты.

 

Для этих целей необходимо сформировать в рамках государственной политики четкие и понятные всем участникам процесса правила игры, а именно: структуру тарифа, которая не будет меняться в течение 5 лет, что позволит предпринимателя получать прибыль не только от реализации продукции переработки отходов, но и за счет платы с последнего этапа, которым является захоронение, т.е. за тот объем, который туда поступил.

 

В последующие пять лет вопрос должен стоять таким образом, что эти деньги должны быть возвращены в бюджеты муниципальных образований, а предприниматели должны принять отходы без оплаты. В последующий период предприниматель должен сам платить за представленные ему объемы. Сроки могут быть сокращены, если государство не деньгами, а последовательными действиями поможет предпринимателю.

 

Соответственно, должны выстраиваться и ориентиры на объемы возврата отходов во вторичное производство:

• на первом этапе - 30%;

• на втором этапе - 50%;

• на третьем этапе - 70%.

 

Это вполне реальные цифры. Технологии, которыми сегодня обладает человечество - я имею в виду так называемые "высокие технологии" - позволяют остаточную часть неразобранных бизнесом отходов утилизировать, сократив их по весу в 3 раза, а по объему в 2 раза, решив при этом самый сложный вопрос, связанный с отбором биогаза. И делать это необходимо не на полигонах, где процесс сопряжен с большими затратами и с реализацией тепла и электрической энергии, т.к. полигоны, как правило, находятся на значительном удалении от потребителя.

 

Установки по отбору биогаза должны быть предварительными и располагаться в экономически выгодных местах, и после пропускания остаточной части отходов через эти установки, они уже в значительно уменьшенном объеме должны поступать на полигоны, где и захораниваться с учетом условий инженерного планирования будущих ландшафтов. Опыт подобной системы обращения с отходами существует, и ему необходимо дать дорогу. Для получения правильного представления об объемах твердых бытовых отходов, образующихся от различных источников и контроля за количеством отходов, поступающих на полигон, необходимо рассмотрение существующих норм образования отходов для населения и учреждений и организаций общественного назначения. Наличие научно-обоснованных норм образования ТБО обеспечит достоверность данных об объемах образующихся в населенном пункте отходов и позволит наиболее точно произвести экономические расчеты, необходимые для дальнейшего развития системы обращения с отходами. Поэтому основополагающим условием для создания полноценной схемы санитарной очистки городов являются нормы образования (накопления) отходов. Однако следует учесть, что нормы образования требуют постоянного обновления, т.к. это величина не постоянная, а изменяющаяся с течением времени и зависит она от множества факторов, например, таких как уровень благосостояния населения, культуры торговли, уровня развития промышленности.

 

Одновременно с определением норм образования отходов необходимо рассмотреть морфологический состав отходов, для того, чтобы определить, какие компоненты входят в общий объем отходов, каково процентное соотношение этих компонентов, поскольку бытовые отходы являются крупным источником вторичного сырья. Данные о том, сколько содержится в общей массе ТБО пищевых отходов, отходов бумаги, дерева, металла, текстиля, стекла и прочих потенциальных источников вторичного сырья, позволят разработать программы по введению селективного сбора этих компонентов и, соответственно, организации пунктов приема вторсырья, что позволит значительно сократить объемы твердых бытовых отходов, требующих обезвреживания, позволит введение раздельного сбора вторичного сырья.

 

Основные проблемы регионов Северо-Запада России на примере Санкт-Петербурга:

• Проблемы с выделением участков земли под размещение полигонов, поскольку в городской черте это запрещено (земля принадлежит области, а мест размещения заводов на территории города мало, и это экономически не всегда выгодно. Размещать места для захоронения отходов (полигоны) на территории города не позволяет Закон №89-ФЗ (Ст.12, п.5)).

• Отсутствие единой системы формирования тарифов (исходя из интересов руководителей субъектов федерации искусственно в политических целях необоснованно сдерживается рост тарифов, что приводит к разрушению системы (полностью или на грани остановки оказываются спецавтопредприятия, не вкладываются средства в организацию процесса полигонирования)).

• Низкая степень возвратности вторичных ресурсов (3-7% тогда, как за рубежом - 30-40%) - необходимо сочетать систему полигонирования с многоступенчатым разделением на стадии сбора, удаления и транспортировки отходов: селективный - за счет заинтересованной стороны, т.е. частного сектора; раздельный - за счет бизнеса МУПов; на станциях перегруза - за счет транспортировки; и на самом полигоне - за счет полигона.

• Переход от объемных показателей к весовым.

• Искусственное сдерживание инвесторов, готовых вложиться в развитие бизнеса в системе обращения отходов, а если это и происходит, то носит гипертрофированный характер, т.е. создаются неравные условия с остальными участниками процесса.

 

Гурьнев А.С.

Ассоциация "Чистый город", С.-Петербург, Россия

 

www.newchemistry.ru