УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СНИЖЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ


В настоящее время российский автопарк насчитывает более 40 млн. автомобилей. Для очистки моторного масла на большинстве из них применяют неразборные масляные фильтры, выполненные в металли-ческом корпусе. В среднем для обеспечения нормальной работы автомобильного двигателя на каждый работающий автомобиль приходится от 3 до 4 масляных фильтров в год, соответственно на весь автопарк ежегодно расходуется более 140 млн. масляных фильтров.

Одной из главных экологических проблем на территории РФ остается неорганизованный сбор и практическое отсутствие утилизации отработанных автомобильных масляных фильтров. В связи с отсутствием в большинстве городов пунктов сбора и предприятий по утилизации отработанных фильтров, их, как правило, складируют вместе с отходами металлов или твердыми бытовыми отходами, а чаще их просто выбрасывают. Выбрасывают их не только автолюбители, самостоятельно обслуживающие свои автомобили, но и автосервисные и автотранспортные предприятия.

Отработанный автомобильный масляный фильтр, конструктивно представляет собой металлическую капсулу, в которой находятся резиновые и полимерные клапаны, бумажная штора, стальные детали и от-работанное моторное масло. Как только масляный фильтр оказывается резьбовой частью вниз, из него моментально вытекает до 10…15% отработанного автомобильного масла. Отработанные фильтры, попадая в окружающую среду, во внутреннюю их полость через резьбовое отверстие затекает вода и по мере заполнения фильтра водой из него вытекает моторного масло, вытесняемое поступающей водой. Со временем металлическая капсула коррозирует, образуются сквозные отверстия, через которые накопившаяся вода и остатки масла поступают в окружающую среду.

Отработанное автомобильное масло, как отход отнесен к 3 классу опасности и поступая в окружающую среду, загрязняет почву, горные породы зоны аэрации, подземные и поверхностные воды. Особую опасность представляет синтетическое и полусинтетическое масло.

В каждом отработанном автомобильном масляном фильтре сосредоточено от 200 до 500 грамм отработанного автомобильного масла. В результате в системе обращения масляных фильтров в окружающую среду ежегодно поступает свыше 14000 м3 отработанного масла.

Систему обращения фильтров следует рассматривать как источник рассредоточенного распространения загрязняющих веществ в окружающую среду. Поступающие таким путем нефтепродукты в окружающую среду, наносят экологический ущерб природной среде и здоровью человека. С целью улучшения эко-логической ситуации в системе обращения масляных фильтров необходимо создание системы утилиза-ции отработанных масляных фильтров.

Учитывая данную специфику этой проблемы, многие производители масляных фильтров работают над экологической составляющей своей продукции. Внедрены в производство разборные фильтры, в которых при их эксплуатации заменяют только сменный фильтрующий элемент (штору), а корпус фильтра остается прежним. Однако объем разборных фильтров составляют менее 1% от общего числа выпускаемых фильтров, утилизация неразборных фильтров остается практически не решенной.

В последнее время организуются предприятия, занимающиеся утилизацией неразборных отработанных автомобильных масляных фильтров. В основу технологического процесса утилизации автомобильных масляных фильтров должно быть положено условие их распаковки, целью которой как технологического процесса, в первую очередь ставится максимальное сохранение вторичных материальных ресурсов и внедрение рециклинга.

Отработанный автомобильный масляный фильтр состоит из металла, резины, отработанного автомобильного асла ифильтровальной бумаги. Технологический процесс утилизации отработанных автомобильных масляных фильтров должен строиться не только как направленный на обезвреживание данного вида опасного отхода, а на получении товарной продукции в виде вторичного сырья для других технологический процессов, что должно соответствовать безотходным производствам. м

Такому подходу к решению данной проблемы соответствует раздельная утилизация отработанных автомобильных масляных фильтров, которая позволяет решать важные экологические и социальные задачи. Например, исключает попадание масляного фильтра в окружающую среду, снижает вероятность за-грязнения окружающей среды нефтепродуктами, появляется возможность использования составляющих фильтров в качестве вторичных материальных ресурсов, обеспечивается относительное снижение нагрузки на недра, а при создании системы сбора и переработки отработанных автомобильных масляных фильтров появятся новые рабочие места.

 

Сметанин В.И., Дрегина Т.А.  Московский государственный университет природообустройства, Москва, Россия


 


Сметанин В.И., Дрегина Т.А. Московский государственный университет природообустройства, Москва, Россия