РЫНОК УСЛУГ ПО ВЫВОЗУ, ПЕРЕРАБОТКЕ И ЗАХОРОНЕНИЮ ТБО


ФАС России была проанализировала состояние конкурентной среды на рынке услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению твердых бытовых отходов.  Анализ указанного рынка проводился по городам с населением более 100 тыс. жителей


III. Продуктовые границы товарного рынка.

В «Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 № 1303, от 15.09.2000 № 694, от 01.02.2005 № 49) под термином «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) понимают отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и др.).

Деятельность по удалению и обработке твердых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе О «Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2. В эту группировку включены следующие виды деятельности:

1. сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;
2. сбор и удаление строительного мусора;
3. уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;
4. обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.

Анализ проводился в отношении 1 и 3 видов экономической деятельности вышеуказанной группировки. Эти виды деятельности являются общими, а остальные – специальными.

В различных актах и классификаторах применяются разные понятия, определяющие одни и те же виды работ (услуг), связанные с санитарной очисткой городов, которые можно обобщить следующим образом и которые формируют самостоятельные рынки:
услуги по вывозу (транспортировке) ТБО;

услуги по переработке и захоронению ТБО (что включает также использование, обезвреживание, размещение, хранение, уничтожение, измельчение, свалку, утилизацию и др.).

Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки.

Поскольку на территории Российской Федерации практически не применяется система раздельного сбора мусора, а также в связи с ограниченностью производственных мощностей существующих мусороперерабатывающих заводов, услуги по переработке и захоронению отходов можно рассматривать как товары-заменители.

Большинство хозяйствующих субъектов захоронение ТБО осуществляют методом свалки на земле. Однако на территории Российской Федерации существуют территории, которые в соответствии с действующим законодательством являются особо охраняемыми эколого-курортными регионами Российской Федерации. В таких регионах запрещается устройство свалок, а также полигонов для захоронения различных токсичных веществ. В связи с этим, на территории таких регионов построены предприятия, которые осуществляют термическое обезвреживание твердых отходов (сжигание).

Таким образом, в настоящее время можно выделить два метода уничтожения ТБО: методом сжигания и методом свалки на земле на полигоне.

IV. Географические границы товарного рынка.

Открытый характер рынка позволяет автопредприятиям предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договоры на вывоз ТБО с любым автопредприятием, имеющим соответствующую лицензию. При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места переработки и захоронения ТБО, что влияет на стоимость услуги. Также следует учесть, что крупным заказчиком является городское жилищно-коммунальное хозяйство, доля ТБО которого составляет более 60% в общем объеме ТБО, подлежащему вывозу.

Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО следует считать местными (локальными). В целях проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО приняты административные границы городов с населением более 100 тыс. жителей.

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.

ТБО являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях общественного назначения.

Продавцами на данных рынках являются хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО.

Из всего вышеперечисленного следует, что субъектами исследуемого товарного рынка являются:

- население, промышленные предприятия, организации и т.п., в процессе жизнедеятельности которых образуются различные ТБО;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по вывозу, переработке и захоронению ТБО.

VI. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

Количественной характеристикой объема товарного рынка является общий объем реализации услуг в установленных географических границах выделенной группе покупателей.

ВЫВЕЗЕНО ТБО С ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, тыс. м. куб.

Временной интервал

Вывезено всего ТБОВывезено ТБО на предприятия промышленной переработки (мусороперерабатывающие заводы)
2001148539,76995,4
2002159574,810334,6
2003170784,915709,3
2004183316,818347,1
2005270998,323714,0
I квартал 200698849,68299,9

ВЫВЕЗЕНО ТБО С ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2005 г., тыс. м. куб.

 

Вывезено всего ТБОВывезено ТБО на предприятия промышленной переработки (мусороперерабатывающие заводы)
Российская Федерация270998,323714,0
Центральный федеральный округ146289,28975,4
Белгородская область1905,1643,0
Белгород596,2585,5
Брянская область1224,8-
Брянск820,7-
Владимирская область1727,5-
Владимир627,9-
Воронежская область1727,5-
Воронеж1983,0-
Ивановская область1275,3-
Иваново730,4-
Калужская область1519,4-
Калуга862,6-
Костромская область1034,3-
Кострома828,6-
Курская область1153,5-
Курск684,2-
Липецкая область1757,2-
Липецк950,0 
Московская область99880,6428,6
Орловская область903,43,9
Орел591,8-
Рязанская область1264-
Рязань1003,4-
Смоленская область953,2-
Смоленск476,0-
Тамбовская область971,1-
Тамбов583,3-
Тверская область1854,1-
Тверь968,9-
Тульская область2218,6-
Тула970,0-
Ярославская область1671,7931,6
Ярославль969,2920,2
Город Москва22395,36968,2
Северо-Западный федеральный округ19157,47417,7
Республика Карелия987,6-
Петрозаводск591,9-
Республика Коми1298,4-
Сыктывкар624,4-
Архангельская область1700,017,9
Архангельск879,017,9
Ненецкий автономный округ30,8-
Нарьян-Мар24,4-
Вологодская область1612,546,3
Вологда637,6-
Калининградская область1744,2-
Калининград1228,0-
Ленинградская область1985,1140,3
Мурманская область1673,6844,5
Мурманск851,1707,8
Новгородская область965,9-
Великий Новгород556,0179,4
Псковская область801,6-
Псков431,9-
Город Санкт-Петербург6388,51277,7
Южный федеральный округ22951,4911,7
Республика Адыгея357,5-
Майкоп260,0-
Республика Дагестан1422,4-
Махачкала650,3-
Республика Ингушетия112,5-
Назрань1,4-
Кабардино-Балкарская Республика517,9-
Нальчик335,0-
Республика Калмыкия235,9-
Элиста168,4-
Карачаево-Черкесская Республика413,0-
Черкесск320,0-
Республика Северная Осетия-Алания730,2-
Владикавказ439,0-
Чеченская Республика
Краснодарский Край6777,3-
Краснодар1778,4-
Ставропольский край3175.2592,6
Ставрополь771,5-
Астраханская область1553,51,2
Астрахань1553,51,2
Волгоградская область2790,4-
Волгоград1634,1-
Ростовская область4865,6317,9
Ростов-на-Дону2307,5-
Приволжский федеральный округ33783,16151,9
Республика Башкортостан3335,0-
Уфа1635,0-
Республика Марий Эл645,6-
Йошкар-Ола390,6-
Республика Мордовия703,3-
Саранск488,1-
Республика Татарстан4181,45651,5
Казань1552,0-
Удмуртская Республика1451,0-
Ижевск985,3-
Чувашская Республика1547,0-
Чебоксары1151,0-
Пермский край1897,5-
Пермь530,0-
Кировская область1588,3-
Киров1073,4-
Нижегородская область4806,90,4
Нижний Новгород2886,4-
Оренбургская область1421,3-
Оренбург593,5-
Пензенская область1598,0-
Пенза974,0-
Самарская область3957,1500,0
Самара2194,8-
Саратовская область5345,9-
Саратов3607,6-
Ульяновская область1304,8-
Ульяновск916,8-
Уральский федеральный округ17040,321
Курганская область690,74,8
Курган531,5-
Свердловская область5198,716,2
Екатеринбург2891,0-
Тюменская область5800,5-
Тюмень1451,0-
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра3368,1-
Ханты-Мансийск240,9-
Ямало-Ненецкий автономный округ609,6-
Салехард58,3-
Челябинская область5350,4-
Челябинск2574,7-
Сибирский федеральный округ21520,9-
Республика Алтай78,2-
Горно-Алтайск78,2-
Республика Бурятия732,0-
Улан-Удэ579,9-
Республика Тыва311,3-
Кызыл192,0-
Республика Хакасия541,3-
Абакан303,2-
Алтайский край1572,4-
Барнаул805,5-
Красноярский край3769,3-
Красноярск1725,0-
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ127,2-
Дудинка55,8-
Эвенкийский автономный округ29,1-
Тура29,1-
Иркутская область3483,0-
Иркутск1421,0-
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ--
Кемеровская область4169,2-
Кемерово1217,5-
Новосибирская область2345,1-
Новосибирск1371,5-
Омская область2060,6-
Омск1925,1-
Томская область1642,2-
Томск1265,2-
Читинская область816,3-
Чита514,4-
Агинский Бурятский автономный округ20,0-
Агинское6,0-
Дальневосточный федеральный округ10256,0236,3
Республика Саха (Якутия)1392,6-
Якутск576,7-
Приморский край3887,7199,9
Владивосток2577,6-
Хабаровский край1756,436,4
Хабаровск1089,6-
Амурская область1124,7-
Благовещенск747,0-
Камчатская область576,0-
Петропавловск-Камчатск422,0-
Корякский автономный округ18,1-
Паланга16,7-
Магаданская область377,5-
Магадан240,3-
Сахалинская область893,4-
Южно-Сахалинск576,7-
Еврейская автономная область147,7-
Биробиджан109,3-
Чукотский автономный округ100,0-
Анадырь43,3-

Из всего количества образовавшихся в Российской Федерации ТБО вывезено на мусороперерабатывающие заводы менее 9%.

Больше всего ТБО (37%) образовалось в Московской области при крайне низкой степени переработки этих отходов (0,4%).

На мусороперерабатывающих и мусоросжигательных предприятиях в 2005 г. было переработано 23 712,8 тыс. м. куб. твердых бытовых отходов.

В 45% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тыс. жителей на товарном рынке действуют единственные предприятия, предоставляющие одновременно услуги по сбору, вывозу и уничтожению ТБО. Они занимают доминирующее положение на товарных рынках в географических границах своего города, населенного пункта или района (Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Липецк, Смоленск, Петрозаводск и др.).

В 39% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тыс. жителей услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия. Однако достаточно часто рынок разделен между ними по территориальному принципу, кругу потребителей и т.д. Например, некоторые предприятия предоставляют услуги по вывозу ТБО только организациям и только в определенных местах с контейнерами, приспособленными под уборку специализированными автомобилями. Рынок разделен по специфике автотранспорта, и, следовательно, по кругу потребителей (Тамбов, Калуга, Курск, Рязань, Великий Новгород, Майкоп, Астрахань, Киров и др.).

В остальных городах с населением более 100 тыс. жителей (16%) на рынке действуют более трех хозяйствующих субъектов (Воронеж, Орел, Тула, Москва, Санкт-Петербург, Воркута, Калининград и др.), которые конкурируют между собой.

Исходя из этого, анализируемый товарный рынок нельзя считать конкурентным. Предприятия, действующие на нем в большинстве городов, между собой не конкурируют и занимают доминирующее положение в географических границах своих локальных рынков.

Количество хозяйствующих субъектов–участников рынка, оказывающих услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО

 

Количество хозяйствующих субъектов-участников рынка находящихся в ведении муниципального образованияКоличество хозяйствующих субъектов-участников рынка, находящихся в частной собственности
Российская Федерация185157
Центральный федеральный округ
Белгородская область  
Белгород01
Старый Оскол10
Брянская область  
Брянск10
Владимирская область  
Владимир10
Ковров10
Муром10
Воронежская область  
Воронеж15
Ивановская область  
Иваново10
Калужская область  
Калуга12
Обнинск11
Костромская область  
КостромаН.д.Н.д.
Курская область  
Курск11
Липецкая область  
Липецк01
Елец10
Орловская область  
Орел42
Рязанская область  
Рязань11
Смоленская область  
Смоленск10
Тамбовская область  
Тамбов12
Тверская область  
Тверь10
Тульская область   
Тула34
Новомоссковск 20
Ярославская область  
Ярославль30
Рыбинск 11
Московская область   
Г. Москва37
Балашиха 01
Жуковский 02
Коломна80
Королёв10
Люберцы01
Мытищи11
Одинцово11
Октябрьский01
Подольск10
Сергиев Посад10
Серпухов21
Химки11
Щёлково10
Железнодорожный01
Орехово-Зуево 30
Ногинск 11
Электросталь10
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия  
Петрозаводск10
Республика Коми  
Сыктывкар10
Воркута32
Ухта01
Архангельская область  
Архангельск 11
Северодвинск 10
Ненецкий автономный округ  
Нарьян-МарН.д.Н.д.
Вологодская область  
Вологда                                  21
Череповец                              12
Калининградская область  
Калининград22
Мурманская область  
Мурманск12
Новгородская область  
Великий Новгород11
Псковская область  
Псков21
Великие Луки10
Ленинградская область  
Город Санкт-Петербург419
Южный федеральный округ
Республика Адыгея  
Майкоп20
Республика Дагестан  
Махачкала30
Хасавьюрт10
Дербент10
Республика Ингушетия  
Магас Н.д.Н.д.
НазраньН.д.Н.д.
Кабардино-Балкарская Республика   
Нальчик10
Республика Калмыкия  
ЭлистаН.д.Н.д.
Карачаево-Черкесская Республика  
Черкесск10
Республика Северная Осетия-Алания  
Владикавказ10
Чеченская Республика  
ГрозныйН.д.Н.д.
Краснодарский Край  
Краснодар10
Сочи20
Армавир20
Новороссийск 11
Ставропольский край  
Ставрополь12
Кисловодск10
Пятигорск 11
Невинномыск 10
Астраханская область  
Астрахань20
Волгоградская область  
Волгоград01
Камышин10
Волжский 10
Ростовская область  
ТаганрогН.д.Н.д.
Ростов- на- ДонуН.д.Н.д.
БатайскН.д.Н.д.
ВолгодонскН.д.Н.д.
НовочеркасскН.д.Н.д.
ШахтыН.д.Н.д.
НовошахтинскН.д.Н.д.
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан  
Уфа01
Стерлитамак10
СалаватН.д.Н.д.
ОктябрьскийН.д.Н.д.
НефтекамскН.д.Н.д.
Республика Марий Эл  
Йошкар-Ола10
Республика Мордовия  
Саранск11
Республика Татарстан  
КазаньН.д.Н.д.
Нижнекамск Н.д.Н.д.
Набережные ЧелныН.д.Н.д.
АльметьевскН.д.Н.д.
Удмуртская Республика  
Ижевск15
Глазов13
Чувашская Республика  
Чебоксары20
Новочебоксарск10
Пермский край  
Пермь Н.д.Н.д.
Березники Н.д.Н.д.
Кировская область  
Киров02
Нижегородская область  
Арзамас Н.д.Н.д.
Дзержинск Н.д.Н.д.
Нижний Новгород10
Оренбургская область  
Оренбург10
Орск01
Новотроицк  
Пензенская область  
Пенза30
Самарская область  
Самара32
Сызрань10
Новокуйбышевск20
Тольятти02
Саратовская область  
Саратов33
Энгельс12
Балаково11
Балашов10
Ульяновская область  
Ульяновск40
Димитровград20
Уральский федеральный округ
Курганская область  
КурганН.д.Н.д.
Свердловская область  
Екатеринбург 20
ПервоуральскН.д.Н.д.
Каменск-Уральский Н.д.Н.д.
Нижний ТагилН.д.Н.д.
Тюменская область  
ТюменьН.д.Н.д.
Тобольск Н.д.Н.д.
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра  
Ханты-Мансийск10
Нижневартовск 10
Нефтьюганск 20
Сургут11
Ямало-Ненецкий автономный округ  
Салехард 01
Новый Уренгой 21
Ноябрьск02
Челябинская область  
Магнитогорск11
Челябинск 112
Миасс06
Златоуст02
Копейск 22
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай  
Горно-Алтайск20
Республика Бурятия  
Улан-Уде21
Республика Тыва  
Кызыл Н.д.Н.д.
Республика Хакасия  
Абакан45
Алтайский край  
Барнаул11
Бийск 10
Рубцовск 10
Красноярский край   
Красноярск 12
НорильскН.д.Н.д.
АчинскН.д.Н.д.
КанскН.д.Н.д.
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ  
ДудинкаН.д.Н.д.
Эвенкийский автономный округ  
ТураН.д.Н.д.
Иркутская область  
Иркутск43
Братск03
Ангарск13
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ  
Усть-Ордынский04
Кемеровская область  
НовокузнецкН.д.Н.д.
Кемерово Н.д.Н.д.
Ленинск-КузнецкийН.д.Н.д.
КиселёвскН.д.Н.д.
Междуреченск Н.д.Н.д.
ПрокопьевскН.д.Н.д.
Новосибирская область  
Новосибирск92
Омская область  
Омск20
Томская область  
Томск21
СеверскН.д.Н.д.
Читинская область  
Чита10
Агинский Бурятский автономный округ  
АгинскоеН.д.Н.д.
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия)  
Якутск01
Приморский край  
Владивосток21
Находка 10
Уссурийск10
АртемН.д.Н.д.
Хабаровский край  
Хабаровск10
Комсомольск- на-Амуре10
Амурская область  
Благовещенск 21
Камчатская область  
Петропавловск-Камчатский31
Корякский автономный округ  
ПалангаН.д.Н.д.
Магаданская область  
Магадан 10
Сахалинская область  
Южно-Сахалинск01
Еврейская автономная область  
БиробиджанН.д.Н.д.
Чукотский автономный округ  
АнадырьН.д.Н.д.

 

VII. Барьеры входа на товарный рынок.

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
- открытость товарного рынка для межрегиональной и международной торговли.

При анализе основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу, переработке и захоронению ТБО служат:

- административные ограничения;
- экономические и организационные ограничения.

Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно требования к обращению с опасными отходами; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; требования к транспортированию опасных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под понятием «обращение с отходами» понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 № 511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 № 340, обращение с ТБО III-IV класса опасности требует получения лицензии. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов.

Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона или строительства мусороперерабатывающего завода, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен.

Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки ТБО для захоронения или переработки на дальние расстояния, рынок услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО является закрытым для международной и межрегиональной торговли. Экспорт-импорт услуг по вывозу, переработке и захоронению отсутствует.

VIII. Итоговая оценка состояния конкурентной среды.

Рынок услуг по сбору, вывозу и уничтожению ТБО в большинстве исследуемых городов относится к рынку с неразвитой конкуренцией. Большинство предприятий осуществляющих деятельность на данном рынке в своих географических границах рынка, занимают доминирующее положение и обладают рыночным потенциалом.

Барьеры вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов связаны в основном с капитальными вложениями в строительство новых предприятий по переработке и захоронению, а также административными и экологическими ограничениями.

IX. Вывод.

Анализ рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО, проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что в 45% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тыс. жителей на рынке существует один хозяйствующий субъект, являющийся, как правило, муниципальным предприятием, оказывающий услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО (Белгород, Брянск, Иваново, Липецк, Смоленск, Тверь, Владимир, Петрозаводск, и др.). Существуют также города с населением более 100 тыс. жителей, где на рынке действует только один частный оператор (Якутск, Ухта, Волгоград, Уфа, Орск, Салехард, Южно-Сахалинск). На основании этого можно сделать вывод, что конкуренция между хозяйствующими субъектами – участниками рынка не развита. В 56% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тыс. жителей преобладает доля хозяйствующих субъектов-участников рынка, находящихся в ведении муниципальных образований.

Основной причиной отсутствия конкуренции является порядок определения исполнителя услуг для жилищно-коммунальной сферы, доля которой составляет в общем объеме ТБО, подлежащем вывозу, 60%. В связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» органы местного самоуправления будут осуществлять отбор управляющих компаний для управления многоквартирными жилыми домами на конкурсной основе, это будет способствовать привлечению на рынок услуг по управлению многоквартирными домами новых операторов, что сформирует спрос, в том числе на услуги по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО и положительно повлияет на развитие конкуренции на данном рынке.

www.newchemistry.ru