новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Анализ рынка сывороточных белков в России
Рынок кормовых отходов кукурузы в России
Рынок рынка крахмала из восковидной кукурузы в России
Рынок восковидной кукурузы в России
Рынок силиконовых герметиков в России
Рынок синтетических каучуков в России
Рынок силиконовых ЛКМ в России
Рынок силиконовых эмульсий в России
Рынок цитрата кальция в России
Анализ рынка трис (гидроксиметил) аминометана в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

Мнения, оценки

БИОТОПЛИВО: экспортные перспективы


В 2006 г. в России было произведено 300 – 350 тыс. т гранулированного биотоплива. Не менее 80% этого объема было отправлено на экспорт. Преимущественно – в страны Западной Европы…


 

         В течение года более или менее четкие очертания приняли основные факторы структуры экспортного рынка:
- сегменты спроса на российскую гранулу
- каналы логистики и сбыта
- типы (категории) производителей

         Цель настоящей публикации – попытаться проанализировать существующую структуру экспортного рынка топливных гранул, произведенных в России и дать ответ на несколько вопросов, волнующих, прежде всего, тех, кто намеревается инвестировать в создание новых биотопливных производств:

         - Как определить текущий уровень цен на топливные гранулы?
         - Какой будет рыночная цена топливных гранул в ближайшем будущем, и в среднесрочной перспективе?
         - Кто покупает российские топливные гранулы? Кто будет их покупать в будущем?
         - Как долго сохранится высокий уровень спроса на российское биотопливо?

         Мы не претендуем на абсолютную точность сведений, излагаемых в этой статье, равно как и на однозначность сделанных выводов. Однако, обладая большим объемом первичной информации и часто сталкиваясь с необходимостью отвечать на подобные вопросы, которые задают нам представители самых разных компаний и организаций, мы решили сформулировать и опубликовать основные выводы, которые мы смогли сделать в данной сфере.
         Еще одна оговорка, учитывая, что бОльшая часть топливных гранул, отгружаемых из России на экспорт – поступает в страны Западной Европы, мы будем в данной статье рассматривать в основном именно этот рынок, упуская из вида особенности биотопливных рынков в других Частях Света [1].


СПРОС
         Спрос на топливную гранулу в целом предъявляют очень разные сегменты потребителей. Причем поведение потребителей биотоплива, относящихся к разным группам, может существенно различаться и определяется такими факторами, как объем и способ потребления, мотивация для использования биотоплива.


Основные сегменты рынка по типам потребителей/покупателей:
           1. Крупные электростанции и ТЭЦ
         С этого сегмента, фактически, началось формирование спроса на российское биотопливо, причем – еще до того, как в нашей стране был запущен первый завод по производству топливных гранул. Крупный энергетический бизнес с самого начала являлся и остается по сей день своего рода локомотивом биотопливной отрасли.
         Производители электрической и тепловой энергии в большинстве стран Западной Европы имеют объективные экономические основания для того, чтобы наращивать объемы сжигания биотоплива. Эти основания связаны с национальными системами государственного регулирования, стимулирующими переход на экологически чистое биотопливо (налоговые льготы, субсидии, «углеродные» кредиты, доплаты за сокращение выбросов и производство «зеленой энергии» и т.д.). Т.е. сжигать биотопливо для получения электричества или тепла – выгоднее, чем сжигать уголь, мазут или другое ископаемое сырье. Кроме того, энергетические компании обладают значительными финансовыми ресурсами, позволяющими осуществлять капиталовложения в инфраструктурные проекты с большими сроками окупаемости – такие как создание электростанций или котельных на биотопливе, строительство новых биотопливных производств, в т.ч. за границей и т.д.
         Именно эта категория потребителей / покупателей предлагает наиболее привлекательные и удобные для производителей условия бизнеса, а в последнее время западноевропейские потребители всерьез рассматривают возможность инвестирования в российскую биотопливную отрасль.
         Отдельно следует отметить, что крупные потребители предъявляют самые мягкие требования к качеству биотоплива, обеспечить которое в России весьма нелегко. Для таких заказчиков главная характеристика качества биотоплива – его количество, а вернее ежемесячный объем отгрузки каждым потребителем. Ограничения по качеству минимальны. Цена, так или иначе, коррелирует с теплотворной способностью и влажностью биотоплива. Эти показатели имеют значение, прежде всего, с точки зрения стоимости транспортировки биотоплива в больших объемах. Другие технические характеристики качества биотоплива в большинстве случаев имеют для энергетиков второстепенное значение. Собственно часто биомасса (в том числе и топливные гранулы) используется на западноевропейских электростанциях для совместного сжигания с углем, технологические и экологические характеристики существенно хуже, нежели у топливных гранул или даже щепы, а стоимость с учетом экологических и административных издержек – намного выше. Поэтому энергетические компании не требуют соответствия биотоплива каким-то жестким стандартам.
         Еще 2-3 года назад крупные потребители рассматривали возможность закупки топливных гранул только навалом в трюме судна, т.к. такая форма отгрузки позволяет сэкономить на логистике за пределами Российской Федерации. Однако портовых мощностей, которые позволяли бы эффективно отгружать топливные гранулы навалом, в России не хватает. Поэтому в последние годы и в этом отношении требования смягчились. Многие потребители готовы принимать грузы в любой форме, обеспечивающей более или менее экономичную перевозку и обработку груза – в биг-бэгах, контейнерах и т.д.
         Крупные потребители готовы и хотят работать по прямым контрактам – непосредственно с производителями биотоплива в России, что теоретически должно обеспечивать им минимизацию закупочных цен. Однако такой подход сопряжен с целым рядом рисков, которые в конечно счете могут свести выигрыш к нулю. Часто производители находятся на значительном удалении от портов отгрузки, а организовать перевозку гранул по территории России под силу далеко не каждому европейскому покупателю. Доставка и обработка грузов в порту также требует особого внимания и тщательной проработки. Например, задержка отгрузки на одни сутки чревата убытками в сумме нескольких тысяч евро! Эта деятельность и такие риски «по карману» только крупным и в то же время достаточно динамичным игрокам. На практике лишь единицам крупных европейских потребителей биотоплива за прошедшие годы удалось путем упорного труда наладить сколь-нибудь долгосрочные торговые взаимоотношения российскими биотопливными заводами. Среди них – скандинавский Fortum, швейцарская Eurowatt Commerce и ряд других компаний. При этом на долю этого сегмента приходится более половины всех отгрузок топливных гранул из России.
         Еще одна проблема заключается в том, что, чаще всего, общий потенциальный объем закупки биотоплива одним потребителем в этом сегменте превышает не только объем производства самого крупного российского завода, но и объем выпуска всей российской биотопливной отрасли. В результате такие компании закупают гранулы одновременно у нескольких поставщиков, что приводит к усложнению контрактных взаимоотношений и логистических операций, а также к жесткой конкуренции между покупателями.

           2. Районные и местные котельные малой и средней мощности
Производители тепловой энергии средних малых мощностей обладают гораздо меньшей рыночной властью, но за счет гибкости сравнительно малых объемов закупки способны предлагать поставщикам более привлекательные цены при меньших – более реалистичных объемах поставок. Такие потребители чаще всего осуществляют закупки через торговых посредников, агентов или представителей по закупкам. Таким образом, они обеспечивают себе гарантированное снабжение топливом в отопительный сезон.
         В некоторых случаях потребители средних и малых масштабов закупают топливные гранулы и напрямую у российских производителей – с поставками на условиях DDU – с доставкой до склада потребителя. В этом случае они могут представлять особый интерес для производителя биотоплива, так как отсутствие в этой схеме посредников позволяет ему получать более высокую цену за свою продукцию. Одновременно прямые поставки накладывают на биотопливный завод особую ответственность и дополнительные риски, связанные с жесткими штрафными санкциями за нарушение контрактных обязательств.
         Требования к качеству на этом сегменте также не очень жесткие, так как сжигание осуществляется в котлах от 0,2 до 5 МВт, оборудованных неприхотливыми системами подачи топлива и золоудоления. Т.е. подобных потребителей также как и производителей электроэнергии в первую очередь интересует теплотворная способность и влажность гранул, нежели их зольность, внешний вид или механическая прочность, которых так трудно достичь в российских условиях.

           3. Частные потребители
         Потребительский рынок гранул – «синяя птица» для многих российских производителей гранулы – тот сегмент, на который хотят выйти почти все инвесторы. Потенциально потребительский сегмент может обеспечить максимальную норму прибыли, так как розничная цена топливных гранул на этом сегменте в некоторых странах может достигать 350 – 400 евро за тонну. Однако этот сегмент функционирует по принципу любых других розничных рынков – с длинными оптово-розничными каналами распределения, высокой маржой посредников, необходимостью вкладывать средства в рекламу, брендинг и продвижение в торговых сетях и т.д.
         Инвесторы часто недооценивают затраты и сложности, связанные с выходом на потребительский рынок гранул в Западной Европе. Даже опытные предприниматели забывают, что конечная розничная цена включает в себя, по крайней мере:
         - затраты и прибыль всех оптовых посредников осуществляющих транспортировку, аккумулирование и распределение партий, проверку и гарантирование качества биотоплива, стоимость товарного кредита розничным продавцам и т.д.
         - затраты и прибыль розничных торговцев, включая маркетинг, брендинг, торговые площади, организация доставки потребителям и т.д.
         - налог на добавленную стоимость, другие налоги и платежи в стране реализации
         - стоимость розничной упаковки
         Кроме того, выход на розничный рынок западноевропейских стран осложняется большим количеством административных барьеров, связанных с лицензированием, сертификацией, регистрацией компаний и т.д. При этом частные потребители и изготовители бытовых котлов для топливных гранул предъявляют высокие требования к качеству гранул, которые зачастую невыполнимы для российских производителей в силу загрязненности сырья и технического уровня производств.

         Впрочем, с нашей точки зрения поставки биотоплива исключительно в адрес непосредственных потребителей не является однозначным условием успеха биотопливного производства. На этом рынке посредники – не всегда спекулянты. Они часто выполняют важные функции и обеспечивают дополнительную эффективность каналов распределения.

           4. Торговцы, осуществляющие снабжение промышленных потребителей
         На экспортном рынке российских топливных гранул, пожалуй, наибольшую активность проявляют торговые компании, представляющие интересы промышленных потребителей. Это – как правило, компании или предприниматели, имеющие опыт работы на различных топливных рынках, профессиональные трейдеры. Иногда закупки биотоплива осуществляют организации, учреждаемые самими потребителями – энергетическими компаниями, котельными и т.д. для повышения эффективности снабжения топливом. Наиболее серьезные и успешные из них аккумулируют биотопливо, поставляемое из разных регионов нашей страны и поставляют его крупными партиями своим заказчикам – электростанциям и котельным. С одной стороны это позволяет им обеспечить экономию на логистике и платить более высокую закупочную цену производителям. С другой стороны они, таким образом, имеют возможность гарантировать своим заказчикам бесперебойное снабжение топливом.
         Покупатели, относящиеся к этой категории, имеют еще одно немаловажное преимущество: в отличие от компаний энергетического сектора – они могут достаточно гибко подходить к решению коммерческих вопросов. Часто такие покупатели предлагают своим поставщикам более привлекательные условия закупки, осуществляют финансирование биотопливных проектов в форме предоплаты или же в форме прямого инвестирования. Подробнее о том, как работают подобные схемы, мы поговорим далее.
         Требования таких покупателей к качеству закупаемого ими биотоплива – такие же, как и у самих промышленных потребителей. При этом они готовы работать с относительно небольшими объемами от каждого производителя (обычно от 100 – 200 тонн в месяц), так как аккумулируют гранулы, произведенные в разных местах, и отгружают их «сборными» партиями. Кроме того, оптовые торговцы чаще всего могут принимать биотопливо в различной упаковке, на любом удобном производителю базисе поставки и оплачивают полученный товар по факту поставки или даже авансом, а не по факту отправки судна и т.д.

           5. Розничные торговцы
         Европейские компании, осуществляющие розничную торговлю биотопливом на европейском рынке под собственными брендами и через собственные торговые сети, – еще одна категория покупателей, привлекательная для производителей, способных обеспечить высокое качество топливных гранул. Привлекательность таких покупателей определяется тем, что они, как правило, готовы платить за топливные гранулы довольно высокую цену. Оборотная сторона этой медали – высокие требования к качеству, а иногда и к внешнему виду гранул. Если производитель способен обеспечивать высокое и постоянное качество топливных гранул, этот сегмент может быть самым привлекательным. Если же нет, скорее всего, сотрудничество с таким покупателем не будет долгосрочным.
         Возможность заработать дополнительную прибыль при работе с розничным торговцем заключается в том, чтобы поставлять гранулу в розничной упаковке с товарным знаком покупателя. Такое сотрудничество требует особого внимания к решению вопросов логистики, но при этом отгрузочная цена качественных гранул на заводе в европейской части России может достигать 120 евро и даже выше, обеспечивая производителю высокую рентабельность и короткие сроки окупаемости инвестиций.

           6. Агенты
         Большая часть участников информационного обмена на экспортном рынке топливной гранулы разного рода агенты. Каждый производитель гранулы регулярно получает запросы от различных компаний и предпринимателей на поставку топливных гранул в ту или иную страну. Таких агентов – сотни, если не тысячи. Многие из них представляют одних и тех же покупателей и рассчитывают на комиссионное вознаграждение. В некоторых случаях деятельность таких агентов способствует заключению успешных сделок между производителями и фактическими покупателями биотоплива.


КАНАЛЫ СБЫТА
         На текущий момент не менее 50% всех топливных гранул, производимых в России, отправляется на экспорт через порты Финского залива. И львиная доля – через Морской порт Санкт-Петербург. Остальные объемы либо доставляются европейским покупателям и потребителям грузовым автотранспортом, либо отгружаются через порты стран Балтии, которые предлагают поставщикам гибкие условия сотрудничества и портовое обслуживание по низким ставкам.
         Отгрузка судовых партий гранулы из портов на Финском заливе началась в 2003 году. Тогда немногочисленные действующие производители – почти все они находились на Северо-Западе России – предприняли попытку создать объединение для того, чтобы осуществлять логистику и сбыт топливных гранул совместно. Таким образом, была зарегистрирована Русская Биотопливная Ассоциация (РБА), одной из основных функций которой была координация действий производителей биотоплива на экспортном рынке и формирование судовых партий из топливных гранул, произведенных разными поставщиками. На тот момент это был, пожалуй, единственный способ обеспечить рентабельность экспортных продаж биотоплива из России.
         Однако «монополия» РБА на экспортном рынке российской гранулы просуществовала недолго. По мере появления новых игроков и роста объемов производства и качества у пионеров отрасли, начали появляться альтернативные каналы сбыта – в том числе – через Морской порт Санкт-Петербург.
         На сегодняшний день этот сегмент экспортного рынка обрел определенную достаточно стабильную структуру. В санкт-петербургском порту постоянно действует 3-4 «канала», через которые российские гранулы судовыми партиями отправляются крупным промышленным потребителям в Западную Европу. Один из этих каналов – РБА, которая сегодня функционирует, как независимый трейдер на биотопливном рынке. Еще один канал – «консорциум» состоящий из нескольких крупных и наиболее опытных производителей, осуществляющих совместные продажи на экспорт по долгосрочным контрактам. В работе этого консорциума активное участие принимают такие известные компании, как «Росполитехлес» (Усть-Ижора), Вологдабиоэкспорт (Великий Устюг). Параллельно в Морском порту Санкт-Петербург, топливные гранулы аккумулируются несколькими крупными иностранными торговыми и энергетическими компаниями, которые начали закрепляться на российском рынке биотоплива с 2006 года – по мере увеличения объемов промышленного производства топливных гранул в Европейской части России.
         За несколько лет были выработаны логистические и коммерческие технологии организации экспорта топливных гранул с помощью морского транспорта, как в биг-бэгах (полипропиленовых мешках), так и насыпью в трюмах судов. Эти технологии включают в себя процедуры, связанные с накоплением биотоплива от разных поставщиков, приемки и проверки качества биотоплива, продажи таких «сборных» партий по долгосрочным контрактам и т.д. Сегодня в рамках конкуренции между каналами сбыта и покупателями биотоплива условия бизнеса становятся все более привлекательными для производителей. Так, с 2006 года:
         - Все покупатели предлагают своим поставщикам оплату по факту поставки товара в порт, а не по факту отправки судна
         - При работе с любым каналом поставщик имеет возможность заключать прямой контракт с зарубежным покупателем и все основания для возврата экспортного НДС
         - Покупатели больше заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов, нежели поставщики
и так далее.
         Таким образом, на экспортном рынке топливной гранулы фактически не осталось крупных торговцев в прямом смысле этого слова. Посредники, доминирующие на этом рынке сегодня, выполняют преимущественно организационно-технические функции, не вкладывая собственных средств в торговый оборот. Это, в основном, логистические операторы, консалтинговые структуры или непосредственно производители биотоплива. В любом случае норма прибыли таких посредников, невелика и окупается за счет эффективности канала в целом.
         Торговые компании, однако, остаются в сегменте продаж биотоплива малыми партиями. Наибольшего успеха такие игроки добиваются на рынке потребительских гранул, которые поставляются зарубежным покупателям на условиях DDU. При наличии доступа к дешевому транспорту в те или иные регионы Западной Европы грузовым автотранспортом или в контейнерах, норма прибыли по всей цепочке достаточно высока, чтобы оправдать наличие в ней перепродавца. Кроме того, подобные посредники, как раз и обеспечивают эффективность транспортировки, таможенного оформления, да и продаж на зарубежном рынке. Решение этих задач далеко не всегда под силу небольшим биотопливным заводам. В этом сегменте часто работают именно транспортные и экспедиторские компании, которые не только обладают достаточной деловой хваткой и гибкостью, но и имеют собственные потоки «попутного» транспорта.
         Систематическая отгрузка российских топливных гранул через черноморские порты пока не осуществляется. Это, видимо, связано с тем, что производство топливных гранул в Южных регионах России начало развиваться позднее, чем на Северо-Западе и в центре России. Да и спрос на биотопливо в странах Северной Европы до 2006 года был значительно выше, нежели в Италии, Греции, Испании и других странах Средиземноморского бассейна. К 2006 году ситуация начала меняться «по обе стороны баррикады». Вполне возможно, что и на Черном море найдется место для организации систематической перевалки биотоплива в адрес южно-европейских покупателей и потребителей.


Проект «Биотопливный терминал»
         Практически с самого начала развития российской биотопливной индустрии в отрасли активно обсуждается возможность и необходимость создания специализированного терминала для перевалки топливных гранул в одном из российских портов. Ваш покорный слуга имел удовольствие в разное время обсуждать данную тему с 10-15 потенциальными инвесторами/инициаторами подобных проектов. В качестве потенциальной «площадки» для строительства «Биотопливного терминала» рассматривались практически все российские гавани на побережье Финского залива, Балтийского, Черного и Азовского морей: Санкт-Петербург, Усть-Луга, Ломоносов, Горские причалы, Выбор, Высоцк, Калининград, Совестк, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Ейск и другие. Некоторые проекты даже получили определенное развитие. Так в 2004 году Русская Биотопливная Ассоциация получила грант от правительства Нидерландов на осуществление предпроектных проработок по созданию «Биотопливного терминала» в морском порту Санкт-Петербург. Серьезно взялся за дело Балтийский Лесопромышленный Холдинг, являющийся частью компании «Усть-Луга». По заявлению руководства компании их Биотопливный терминал в новом портовом комплексе Усть-Луга будет запущен в эксплуатацию уже в 2007 году. Планы по созданию специализированного терминала для перевалки биотоплива морским путем высказывались и владельцами угольного терминала в той же Усть-Луге. Собственно там уже осуществляются отгрузки топливных гранул, выпущенных заводом «Эколес» (Тверская область), принадлежащим группе компаний «Крона Холдинг».
         Мотивы столь активного интереса понятны. Биотопливная отрасль имеет очевидные перспективы. Производство топливных гранул – может демонстрировать неплохую рентабельность. Инвестиционная привлекательность новой отрасли растет и вызывает все больший интерес у крупных инвесторов. В то же время, в индустрии производства топливных гранул очень низкая степень концентрации производства. Входные барьеры в отрасль низки. Создание нового производства требует сравнительно небольших инвестиций. Контроль над существенной долей рынка биотоплива можно обеспечить себе только через контроль над его инфраструктурой. Иными словами в отрасли сформировался стереотип: «Тот, кто первым построит «Биотопливный терминал», будет в будущем контролировать всю отрасль».
         Так или иначе, за 5 лет разговоров проект «Биотопливный терминал» так и не был реализован в полном объеме. Причин этому видимо несколько. Среди них:
         - недостаточный объем грузопотока через порты на Финском заливе (только к концу 2006 года он достиг 15-20 тысяч тонн в месяц)
         - нескоординированность действий производителей биотоплива и инвесторов
         - общий дефицит портовых мощностей, приводящий к конкуренции потенциальных грузопотоков
         - недостаток долгосрочного финансирования в молодой отрасли…

         Однако работа в этом направлении продолжается, и терминалы в том или ином видимо появятся. Скорее всего – именно на Финском заливе в первую очередь.
         Тем временем хотелось бы сделать акцент на немного других вопросах: А насколько в действительности отрасли нужен пресловутый «Биотопливный терминал»? Для чего? И каким он должен быть?
         Изначально в качестве главной цели «Биотопливного терминала» рассматривалось повышение экономической эффективности логистических операций при экспорте топливных гранул. Для этого «по умолчанию» предполагалось, что на терминале будет организована приемка вагонов-зерновозов с возможностью нижней разгрузки и насыпное хранение биотоплива на складах большой площади, а также механизированная погрузка гранул в трюмы морских судов. Действительно, подобная технология позволила бы сократить расходы, связанные с обработкой данного груза в порту и ускорить погрузку судов, а следовательно сократить затраты на фрахт и оплату демереджа. Следует, однако, обратить внимание на следующие моменты:
         - Как уже говорилось все риски, связанные с обработкой груза в порту, сегодня, как правило, несут покупатели биотоплива. А, следовательно, они более остальных участников рынка должны быть заинтересованы в сокращении этих рисков. В то же время автор этих строк еще ни разу не сталкивался с проектами создания «Биотопливных терминалов», которые были бы инициированы зарубежными покупателями топливных гранул.

         - Очевидно, что существуют и другие – менее капиталоемкие способы улучшить экономические показатели экспортной логистики топливных гранул. Например, можно организовать экспорт через прибалтийские или финские порты, или доставлять гранулы с заводов в порт в насыпных контейнерах или так называемых «мягких контейнерах» МК, которые позволяют накапливать партии биотоплива на открытых площадках и значительно ускорить процесс погрузки судна по сравнению с традиционной схемой перевалки через биг-бэги.

         - Далеко не все биотопливные производства имеют возможность отгружать биотопливо в хопперах или балковых контейнерах. А это значит, что существенная доля гранул будет и на новый терминал поставляться в биг-бэгах.

         - Комплексная ставка за обработку топливных гранул в Морском порту Санкт-Петербург на сегодняшний день не более 11 евро за тонну гранул – с учетом хранения на крытом складе в течение 20-30 суток, оформления портовых документов и погрузо-разгрузочных работ. Стоимость аналогичных услуг в других портах несколько ниже. А это значит, что даже, если новый терминал позволит снизить затраты на обработку груза в 2 раза, экономия составит не более 5-6 евро с тонны. Часть этого выигрыша придется на долю производителей. И только за счет оставшейся части экономии будет осуществляться возврат немалых капиталовложений, которые требуются для создания полноценного перегрузочного терминала. Перспективы же извлечения существенной дополнительной прибыли за счет торговли биотопливом в условиях жесткой конкуренции остаются достаточно туманными.

         Учитывая изложенное выше, более важной нам видится другая задача, а именно – развитие непосредственно торговой инфраструктуры, которая позволила бы сделать торговлю биотопливом более организованной и прозрачной для всех участников процесса – от производителей в российской глубинке до западноевропейских покупателей. Это позволило бы по мере роста объемов производства упрочить позиции российской биотопливной отрасли на рынке Западной Европы. Для этого, с нашей точки зрения, в первую очередь, необходимо совершенствовать процессы обмена информацией и опытом между торговцами и производителями биотоплива, реализовывать последовательную политику в области совместного продвижения на зарубежные рынки, лоббировать интересы молодой биотопливной отрасли в части упрощения экспортных формальностей, внедрять эффективные технологии логистики биотоплива не только в портах, но и внутри страны, координировать процессы, связанные с распределением прибыли между биотопливными заводами, транспортными и торговыми посредниками, потребителями биотоплива.


ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
         Ценообразование на молодом и быстрорастущем рынке биотоплива – весьма непростой процесс, подверженный воздействию со стороны самых разных факторов. Некоторые из этих факторов можно прогнозировать. Другие же ведут себя практически непредсказуемо.


Соотношение спроса и предложения
         В краткосрочной перспективе уровень цен на любом рынке формируется соотношением спрос и предложения. Биотопливный рынок – не исключение. Однако само это соотношение на нем – весьма необычно. Спрос на биотопливо в Западной Европе вот уже более 10 лет подряд значительно превышает предложение. Потребление топливных гранул в перспективе одного года равно сумме их производства и импорта. По мере увеличения объемов производства растет и потребление. По сути дела емкость рынка топливных гранул промышленного назначения вообще не ограничена. Ведь без существенного переоборудования их можно использовать на любых угольных котельных и электростанциях. Причем чем больше доля биотоплива в топливном балансе этих мощностей, тем больше прибыли они зарабатывают, благодаря сокращению экологических платежей и дотациям на производство «зеленой энергии».
         С другой стороны производство биотоплива не может быть увеличено мгновенно. Для этого требуются капиталовложения и определенное время. Причем рост объемов выпуска биотоплива в Западной Европе существенно ограничивается постоянно сокращающейся сырьевой базой. В большинстве западноевропейских стран лесозаготовка осуществляется в небольших объемах, а деревообрабатывающие производства постепенно перемещаются ближе к сырьевой базе – в частности, в Россию, Украину, Беларусь.
         В условиях дефицита, под воздействием государственной политики и увеличения стоимости традиционных энергоносителей, растут и цены на биотопливо, делая рентабельной переработку все новых видов биомассы. Однако, этот эффект существует и для потенциальных производителей топливных гранул и брикетов в России, Белоруссии, на Украине.
         В результате рынок стремительно набирает обороты. Уровень цен на нем постепенно увеличивается. Растут объемы производства и потребления.


Цены на традиционные энергоносители
         Биотопливо – товар-заменитель традиционных энергоносителей. Соответственно уровень цен на биотопливном рынке коррелирует с изменениями конъюнктуры на нефтяном, газовом и угольном рынках. Чем дороже стоят нефтепродукты и уголь, тем выгоднее сжигать биотопливо. И наоборот.
         Однако наблюдение за биотопливным рынков в течение последних 3-4 лет показывает, что, по крайней мере, в кратко- и среднесрочной перспективе эта корреляция действует только в сторону повышения. Так в результате скачка цен на нефть и нефтепродукты в августе 2005 года рыночный уровень цены на топливную гранулу повысился на 15-20%. Когда же цена на нефть снова снизилась с 80 до 50 долларов за баррель, цены на биотопливо продолжали постепенный рост. Очевидно, это связано с одной стороны с государственным регулированием, а с другой – с относительной неэластичностью спроса на биотопливо.


Государственная политика
         Государственная политика, направленная сокращение выбросов парниковых газов – в частности за счет развития биоэнергетики, лежит в основе столь бурного роста спроса на биотопливо. Топливные гранулы – один из наиболее технологичных источников экологически частой энергии. Во многих случаях, благодаря налоговой политике и специальным субсидиям, гранулы становятся самым экономичным видом топлива.
         Однако этот фактор одновременно является и одним из наиболее непредсказуемых. Политические решения принимают люди, основываясь на субъективных оценках и суждениях. Так, например, правительство Великобритании в 2006 году объявило о смене приоритетов в пользу использования в качестве биотоплива местного сырья и тем самым замедлило развитие у себя рынка топливных гранул промышленного назначения.
         Также в августе прошедшего года в Италии были урезаны субсидии на «зеленое электричество», получаемое при сжигании гранул из отходов сельскохозяйственного производства, что поставило под сомнение дальнейший рост спроса на агрогранулы и агробрикеты со стороны итальянских энергетиков.
         В целом же энергетическая политика Евросоюза остается благоприятной для биоэнергетики. Видимо, этот режим будет сохраняться еще достаточно долго, поскольку большая часть стран отстает от принятых на себя обязательств по сокращению выбросов, а развитие биоэнергетики один из наиболее эффективных способов реализовать эти обязательства.


Погодные условия
         Самый непредсказуемый фактор ценообразования на биотопливо – погодные условия. Слава Богу, он воздействует на рынок лишь в краткосрочной перспективе и затрагивает практически только рынок частных потребителей гранул. Однако зимой 2006-2007 именно теплая погода в Южной Европе привела к весьма драматическим последствиям. Несколько производителей биотоплива в Австрии и Германии оказались на грани банкротства в результате того, что в Италии до середины января держалась небывало теплая погода и склады розничных продавцов оказались затарены топливной гранулой, закупленной по высокой цене осенью 2006 года.
         Так или иначе, единой рыночной цены на топливные гранулы не существует.
         Об уровне цен можно судить по ценам предложения и спроса, а также по контрактным ценам на определенном – типичном – базисе поставки, например: CPT или FOB Санкт-Петербург, или CIF Роттердам или Стокгольм.
         Конечно же, эти цены являются производными от  уровня цены спроса на конечных рынках. Однако, контрактные цены с учетом доставки на склад потребителя (DDU или DDP) при прочих равных условиях могут различаться очень значительно в зависимости от:
         - места поставки – из-за разницы в транспортных расходах
         - объемов закупки
         - вида упаковки,
         - качества
         - текущей конъюнктуры рынка на момент заключения контракта
и т.д.

         Точно также невозможно говорить о рыночном уровне цен на топливные гранулы на условиях Ex Works или FCA (Франко завод). Биотопливные производства находятся в разных местах, имеют различные технологические возможности в плане обеспечения качества и организации доставки и т.д.
         Для иллюстрации того, насколько данный процесс индивидуален, рассмотрим несколько гипотетических производств различной производительности, расположенных в разных регионах нашей страны и проанализируем уровень цен, на которые они могут рассчитывать:
         А. Биотопливный завод в г. Пермь имеет собственный железнодорожный тупик на производственной площадке. Доставка биотоплива попутным грузовым автотранспортом в Южную Германию из Перми обойдется в 2100 евро за рейс или 100 евро на тонну гранул. При этом стоимость ЖД тарифа до Санкт-Петербурга на тонну гранул составляет 26 евро
         Б. Биотопливный завод в Архангельской области находится в 150 км от ближайшей железнодорожной станции. Доставка биотоплива грузовым автотранспортом в Южную Германию обойдется в 2500 евро за рейс или 119 евро на тонну гранул, так как попутного транспорта в данном регионе немного. Стоимость ЖД тарифа от ближайшей к заводу станции до Санкт-Петербурга составит 18 евро на тонну. Однако к стоимости железнодорожной перевозки придется добавить затраты на доставку биотоплива с завода на станцию и дополнительные погрузо-разгрузочные работы – 12 евро на тонну.
         В. Биотопливный завод на базе фанерного комбината в одном из центральных регионов европейской части России с железнодорожной веткой на своей территории. Железнодорожный тариф до Санкт-Петербурга на тонну гранул составит всего 15 евро на тонну. Однако компания может также воспользоваться возможностями фанерного завода, систематически отправляющего свою продукцию на экспорт грузовым автотранспортом при стоимости доставки 1300 евро за рейс (или 62 евро на тонну).

З-д

Варианты каналов сбытаКонтрактная цена, евро/тСтоимость доставки, евро/тФактическая цена франко-завод, евро/т
АПрямая поставка в Германию18010080
Поставка на условиях CPT порт Санкт-Петербург (2500 км)1102684
БПрямая поставка в Германию18011961
Поставка на условиях CPT порт Санкт-Петербург (1500 км)1103278
ВПрямая поставка в Германию180 62118
Поставка на условиях CPT порт Санкт-Петербург (1000 км)1101595
      

         Из таблицы видно, что изначально говорить о среднерыночной цене и норме прибыли производителей биотоплива – некорректно. И эти показатели не всегда однозначно определяются географической удаленностью производства от потребителя. Конечно же, приведенная модель – очень сильно упрощена. Ведь она не учитывает масштабов производства, возможности продажи биотоплива на условиях FOB (на борту судна) и многих других аспектов. Тем не менее, определить возможную цену реализации биотоплива – по крайней мере, при расчете рентабельности будущего производства – можно лишь пользуясь подобными расчетами, так как вести эффективно переговоры с фактическими покупателями можно лишь, имея «за спиной» действующее производство и определенные объемы выпущенного им биотоплива.


ПОПЫТКА ПРОГНОЗА
         Как уже говорилось прогнозировать конъюнктуру биотопливного рынка, как в России, так и за рубежом – дело неблагодарное. Для построения корректных моделей, подобных тем, которые используются аналитиками фондового или традиционных сырьевых рынков, необходимы большие массивы данных в ретроспективе за 10 и более лет. Ничего подобного в распоряжении аналитиков биотопливной отрасли нет. Да и аналитиков то не так много. Поэтому мы беремся лишь за «попытку прогноза», которая по сути своей является экспертной оценкой, базирующейся на субъективном восприятии некоторых факторов, воздействующих на рынок биотоплива.
         В январе – феврале 2007 года все чаще звучало мнение о том, что период непрерывного роста конъюнктуры рынка топливных гранул подходит к концу. Главным основанием для таких высказываний явилось положение, сложившееся на европейском рынке (и в частности итальянском и австрийском) потребительских гранул.
         По нашему убеждению это – скорее частный случай, нежели свидетельство изменения общей тенденции на рынке. Насколько можно судить на сегодняшний день в этой ситуации производители и торговцы оказались заложниками собственного энтузиазма. Осенью 2006 года именно благодаря деятельности итальянских торговых компаний закупочная цена на потребительские гранулы в Европе поднялась до 200 – 240 евро за тонну и выше, что привело к перераспределению товарных потоков на этом сегменте рынка. Очевидно, при этом потребительский спрос был переоценен, а теплая зима только усугубила ситуацию. Однако по нашему убеждению случившееся может привести к дальнейшему росту спроса и уровня цен в следующем сезоне, поскольку падение цены может привести к установке еще большего количества пеллетных котлов и каминов и увеличению емкости потребительского рынка.
         Учитывая твердые намерения и долгосрочные обязательства Евросоюза в области сокращения выбросов, общий дефицит и все более глубокое осознание ограниченности ископаемого топлива, стремление Западной Европы сократить зависимость от российского газа и целый ряд других факторов, мы полагаем, что темпы роста биотопливного рынка сохранятся еще несколько лет. Спрос на биотопливо в долгосрочной перспективе могут уменьшить только системные изменения в структуре энергетического рынка, например – изобретение и массовое внедрение радикально нового эффективного источника энергии или тотальный пересмотр энергетической и экологической политики Евросоюза. Очень маловероятно, что подобные события могут произойти внезапно и полностью изменить мировую энергетику за менее чем за 5-10 лет.
         Уровень цен на биотопливо в долгосрочной перспективе будет соответствовать ценам на доминирующие виды энергоносителей с поправкой на воздействие со стороны государства.
         В последние годы достаточно активно обсуждается возможность насыщения Европейского биотопливного рынка за счет крупных поставок из Северной и Южной Америки. Едва ли эти поставки могут оказать существенное влияние на рыночную конъюнктуру в долгосрочной перспективе. Хотя они могут привести к снижению спроса и цен на короткие периоды. Однако не следует забывать, что рынок биотоплива в США и Канаде растет ничуть не медленнее, чем в Старом Свете. А это значит, что рано или поздно он станет более привлекательным для Канадских, Американских и Бразильских поставщиков, которых мы так опасаемся.
         Впрочем, едва ли можно в ближайшее время ожидать, что российских производителей биотоплива будут принимать в Западной Европе с распростертыми объятиями. Несомненно, энергетические и торговые компании заинтересованы в получении дополнительных объемов биотоплива в свое распоряжение. Однако они зачастую опасаются слишком сильно полагаться на партнерство с российскими поставщиками, которое может поставить их в зависимость, немногим лучшую, нежели зависимость от поставок российского газа. Кроме того, немногие российские производители биотоплива обладают опытом и знаниями, достаточными для успешной работы на европейском сырьевом рынке. В этом смысле определенные преимущества есть у компаний, пришедших в биоэнергетику из угольной и нефтегазовой отрасли.
         Что касается развития самой российской биотопливной отрасли, то мы ожидаем, что численность биотопливных производств будет продолжать расти вместе с их профессиональным уровнем и экономической эффективностью. Так или иначе, рынок будет постепенно организовываться и станет более прозрачным. Это приведет к «отсеву» неэффективных посредников, стремящихся к максимизации краткосрочной прибыли и к увеличению средней рентабельности производства.
         В отрасли уже наметились процессы концентрации производства, как за счет скупки наиболее эффективных производств, так и за счет увеличения средних масштабов производства и числа заводов, приходящихся на одного владельца. Однако этот процесс не зайдет слишком далеко. Едва ли доля самого крупного производителя превысит 15-20% совокупного объема производства.
         К концу 2007 года численность производств топливной гранулы в России должна достичь 100-120 при среднем объеме выпуска 700-800 тонн в месяц. Общий объем выпуска по отрасли в 2007 году по нашей оценке должен составить от 800 тыс. до 1 миллиона тонн. 

          [1]Изучение биотопливных отраслей и рынков в странах Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америке – входит в планы нашей исследовательской деятельности на 2007 – 2008 гг.


Антон Овсянко
Биотопливный портал WOOD-PELLETS.COM

Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Материалы раздела

РЫНОК ПРОДУКЦИИ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ПШЕНИЦЫ ВЫРОС В 2021 ГОДУ НА 22%
ПРОИЗВОДСТВО МЕТАЛЛОПРОКАТА С ПОКРЫТИЕМ В РОССИИ
ПРОИЗВОДСТВО ОДНОРАЗОВЫХ ШПРИЦЕВ В РОССИИ
СПРОС НА ЗУБНЫЕ ИМПЛАНТЫ В РОССИИ
Производство инфузионных растворов в России
ПРОИЗВОДСТВО ПВХ ТРУБ В РОССИИ
Производство антифризов в России
ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИПРОПИЛЕНОВЫХ ТРУБ В РОССИИ
ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО ЛИТЫХ ДИСКОВ В 2018 ГОДУ
ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ТРУБ В РОССИИ
Производство арматуры выросло в 2018 году
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА IQ-CHem.
НОВЫЙ НПЗ на АМУРЕ
НЕПСКОЕ КАЛИЙНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ: новые возможности
МЕТАНОЛЬНЫЙ ЗАВОД В ЯКУТИИ
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: получение диоксида титана
ПРОИЗВОДСТВО СЭНДВИЧ-ПАНЕЛЕЙ В ВОРОНЕЖЕ
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО CO2
РЫНОК ПОДШИПНИКОВ: ШЭФФЛЕР ПОСТРОИТ ЗАВОД В РОССИИ
MATHESON БУДЕТ ПРОДАВАТЬ ГЕЛИЙ "ГАЗПРОМА"
НОВЫЙ ЦЕМЕНТНЫЙ ЗАВОД В НОВОРОССИЙСКЕ
МОДЕРНИЗАЦИЯ РЯЗАНСКОГО НПЗ
УКРАИНСКИЙ РЫНОК ПЕСТИЦИДОВ
ТОМСКИЙ НПЗ ГОТОВИТ 3-Ю ОЧЕРЕДЬ
РЫНОК АНИЛИНА: планы «Пигмента»
В ЯКУТИИ ПОСТРОЯТ ТРИ СОЛНЕЧНЫЕ СТАНЦИИ
НОВЫЙ ЖБИ-ЗАВОД
СИБУР УВЕЛИЧИЛ ВЫРАБОТКУ ШФЛУ
В РОССИИ БУДУТ ПРОИЗВОДИТЬ Е471
ПРОИЗВОДСТВО КАУСТИЧЕСКОЙ СОДЫ В РОССИИ
НОВЫЙ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЙ ЗАВОД
ТРЕТИЙ ЗАВОД «ФАРМАСИНТЕЗА»
ПОШЛИНЫ НА ИМПОРТ И ЭКСПОРТ МТБЭ
ГАЗПРОМ ПОСТРОИТ ГХК ПО ВЫДЕЛЕНИЮ ГЕЛИЯ
ЗАПУЩЕН КРУПНЕЙШИЙ в РОССИИ КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: производство газобетона на Сахалине
НАЧАЛОСЬ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЯРНПЗ
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ
LINDE БУДЕТ ПРОДАВАТЬ ГЕЛИЙ «ГАЗПРОМА»
ГАЛОПОЛИМЕР на РЫНКЕ ПЛАВИКОВОГО ШПАТА
КТО ВОЗЬМЕТ "ГРОДНО АЗОТ"?
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ШПОНА
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ГИПСОВЫХ ВЯЖУЩИХ
AIR LIQUIDE ЗАПУСТИЛО ПРОИЗВОДСТВО В ЧЕРЕПОВЕЦКЕ
О СИТУАЦИИ на «НИТОЛЕ»

>>Все статьи

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved