Укрепрайон на Западном фронте Если учесть нематериальные бонусы, вероятно предложенные «ЛУКойлом» продавцу, то неудивительно, что давно желаемая покупка обошлась российской компании относительно недорого. Всего 23 доллара за баррель номинальных мощностей. Это уровень оценки нефтеперерабатывающих активов в России (уровень сделки по приобретению «Системой» башкирских НПЗ). Для сравнения: за долю в итальянском ISAB год назад компания согласилась заплатить из расчета более 30 долларов за баррель, а «Сургутнефтегаз» этой весной без колебаний выложил за активы венгерского MOL еще в два с половиной раза больше. Отсутствие традиционной для российских приобретений за рубежом премии может быть связано и с тем, что пакет акций не контрольный и что конъюнктура нефтеэкспортного рынка для российских производителей значительно улучшилась (см. график 1), что не стимулирует их переплачивать за перерабатывающие активы. Вкладывать деньги в продолжение модернизации нефтепереработки в России нефтяники перестали еще год назад, и массовое движение на Запад дает однозначный сигнал: из нынешнего убогого состояния российские НПЗ выйдут еще очень нескоро. Похоже, кризис окончательно заглушил голоса тех, кто требовал, чтобы в мировом нефтяном бизнесе Россия занимала место поставщика хотя бы нефтепродуктов, а не сырой нефти. В голландский НПЗ, в отличие от российских, «ЛУКойлу» вкладываться не нужно, так что работать на этом активе компании будет просто. Завод во Флиссингене уже неоднократно подвергался реконструкции, имеет коэффициент технологической сложности Нельсона, равный 6, что соответствует выходу в 70% светлых нефтепродуктов (заурядный для Европы показатель, однако в России им обладают только лучшие НПЗ). Особый интерес представляет запущенная в 1986 году установка гидрокрекинга, позволяющая перерабатывать тяжелые фракции (скажем, мазут) в компоненты дизельного топлива, в России такие установки есть только на 7 из 26 крупных НПЗ. Благодаря этой установке TRN способен помимо нефти перерабатывать ежегодно до 2,5 млн тонн мазута, продукта, которым так богата российская нефтепереработка. У «ЛУКойла» уже есть опыт переработки российского мазута на мощностях НПЗ в румынском Плоешти. Можно предположить, что компания использует его и в Голландии. Полученное топливо «ЛУКойл» сможет реализовывать на месте, поскольку уже имеет в регионе небольшую сеть АЗС, а 70% продукции TRN и сейчас не покидают пределов Бенилюкса. Но вот серьезному укреплению позиций на рынке Северо-Западной Европы новое приобретение вряд ли поспособствует. Это одно из мест формирования мировых оптовых цен на нефтепродукты, где безусловно доминируют западные нефтяные мейджоры (см. график 2) — всерьез конкурировать с ними «ЛУКойлу» явно не по плечу. Хотя бы потому, что мощности группы НПЗ Северо-Западной Европы вчетверо больше всех свободных объемов нефти «ЛУКойла». Российская компания может претендовать только на роль игрока второго круга и то в отдаленной перспективе, когда сумеет наладить партнерские отношения с мейджорами и впишется в определяемые ими правила игры. По материалам «Эксперт» №25 (663) C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».
|