НА ГЛАВНУЮ 

КОТАКТЫ  

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    
СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Анализ рынка сывороточных белков в России
Рынок кормовых отходов кукурузы в России
Рынок рынка крахмала из восковидной кукурузы в России
Рынок восковидной кукурузы в России
Рынок силиконовых герметиков в России
Рынок синтетических каучуков в России
Рынок силиконовых ЛКМ в России
Рынок силиконовых эмульсий в России
Рынок цитрата кальция в России
Анализ рынка трис (гидроксиметил) аминометана в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ПОИСК В РАЗДЕЛЕ    

Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕФТЕПРОДУКТЫ, смеси разл. газообразных, жидких и твердых углеводородов, получаемые из нефти и нефтяных попутных газов. Разделяются на след. основные группы: топлива, нефтяные масла, нефтяные растворители к осветит. керосины, твердые углеводороды, битумы нефтяные, прочие Н. К топливам относят углеводородные газы (см. Газы нефтепереработки, Газы нефтяные попутные, Газы природные горючие), бензины, топливо для воздушно-реактивных двигателей (см. Реактивные топлива и Газотурбинные топлива), дизельные топлива, котельные топлива и др.

Нефтяные масла-тяжелые дистиллятные и остаточные фракции нефти, подвергнутые спец. очистке. Подразделяются на смазочные масла и масла спец. назначения. Последние используют для технол. целей и при эксплуатации механизмов. К ним относят: электроизоляционные-трансформаторные, конденсаторные, кабельные; для гидравлич. систем; для технол. целей-закалочные и поглотит. жидкости, мягчители и т.п.; для фармакопеи и парфюмерии (белые масла).

В качестве р-рителей используют узкие бензиновые и керосиновые фракции, полученные прямой перегонкой нефти. Р-рители применяют в резиновой пром-сти, для приготовления клея, экстрагирования масел из семян и жмыхов, изготовления лаков и красок, при получении поливинил-хлорида и т.д. Осветит. керосины -прямогонные керосиновые фракции, применяемые в осветит. и калильных лампах и как бытовое топливо.

К твердым углеводородам относят парафин, церезин и озокерит и их смеси с маслами.

Битумы представляют собой твердые или вязкие жидкие в-ва, получаемые из остаточных продуктов нефтепереработки (из остатков после перегонки смолистых нефтей, из гудронов и др.).

Прочие Н. включают: кокс нефтяной, пластичные смазки, углерод технический, получаемые при пиролизе или катали-тич. риформинге ароматич. углеводороды (бензол, толуол, ксилолы и др.), а также асидол (в т.ч. мылонафт), разл. фракции перегонки нефти и продукты их переработки (в частности, алкилат, нефтяные смолы)и др.

Обычно различают светлые и темные Н. К первым относят авиа- и автобензины, бензины-растворители, авиакеросин, осветит. керосины, дизельные топлива, к последним -мазут, а также получаемые в результате его перегонки дистиллятные масла и гудрон.

Часть товарных Н. вырабатывают непосредственно из нефти или разл. нефтяных фракций и остатков; многие Н. (напр., авто- и авиабензины, котельные топлива, масла) получают смешением (компаундированием) отдельных компонентов-продуктов переработки нефти. Смешение компонентов позволяет производить товарный продукт необходимого качества и при этом рационально использовать св-ва каждого компонента.

Для оценки качества Н. определяют ряд их физ.-хим. св-в.

К числу важнейших физ. св-в относят: вязкость (см. Вискозиметрия), плотность (см. Плотномеры)и фракционный состав. Для установления последнего Н. перегоняют со строго определенной скоростью из колбы стандартных форм и размеров. Фракционный состав представляют в виде зависимости между т-рой паров Н. в колбе и кол-вом конденсата (Н., сконденсировавшегося в холодильнике и собранного в приемнике). Для бензинов обычно приводят пять точек: т-ру начала кипения и т-ры выкипания 10%, 50%, 90% и 97,5% топлива. Для нек-рых других Н., напр. дизельных топлив, часто указывают кол-во в-ва, выкипающего до определенной заданной т-ры, напр. до 360 °С Фракционный состав масел обычно определяют при пониж. давлении (в вакууме) во избежание разложения высококипящих фракций при т-рах их кипения.

Измеряют также давление (упругость) паров (гл. обр. для бензинов) в стальной бомбе при соотношении объемов жидкой и паровой фаз 1:4 при 38 °С. Обычно в техн. условиях ограничивают верх. значение давления паров, как меру предотвращения образования "паровых пробок" в топливной системе двигателя.

Определяют т-ру помутнения (для моторных топлив), при к-рой из топлива начинают выделяться кристаллы высокоплавких углеводородов или воды; т-ру застывания (для масел, остаточных котельных топлив, дизельных и реактивных топлив и авиабензинов), при к-рой Н. в условиях опыта загустевает настолько, что уровень его в пробирке остается неподвижным в течение 1 мин при наклоне под углом 45o; т-ру вспышки (см. Пожарная опасность); т-ру воспламенения (см. Воспламенение); т-ру плавления твердых Н. (парафина, озокерита и др.), к-рая соответствует моменту полного затвердевания (кристаллизации) предварительно расплавленного продукта.

Цвет характеризует качество очистки Н. от смолистых и др. окрашенных в-в; при этом цвет Н. сравнивают с цветом спец. окрашенных стекол.

Дуктильность, или растяжимость, битумов характеризует их способность растягиваться, не обрываясь, в тонкие нити под влиянием приложенной силы; определяется в спец. приборе (дуктилометре) путем растягивания образца битума стандартной формы с определенной скоростью при 25 °С.

К важнейшим хим. св-вам Н. относят: содержание серы, смол, парафина, орг. к-т и нек-рые др. показатели.

Содержание серы определяют неск. способами. Для светлых Н. наиб. распространен т.наз. ламповый метод: навеска Н. сжигается в лампочке известной массы; продукты сгорания поглощаются титрованным р-ром NaHCO3, избыток к-рого оттитровывают р-ром НСl. Метод иногда используют и для темных Н., к-рые предварительно разбавляют к.-л. легким Н. с известным содержанием серы. Чаще навеску темного Н. сжигают в калориметрич. бомбе в атмосфере О2 и кол-во образовавшихся ионов SO42- определяют гравиметрически после осаждения их хлоридом Ва. Присутствие в Н. агрессивных сернистых соед., в частности элементной серы и меркаптанов, обнаруживают по изменению цвета медной пластинки после контакта ее с испытуемым Н. Иногда пользуются т. наз. докторской пробой, когда наблюдают изменение цвета элементной серы под влиянием продуктов взаимод. с Na2PbO2 меркаптанов и H2S, имеющихся в Н.

Содержание смол устанавливают, выделяя их из Н. адсорбцией на к.-л. твердом адсорбенте (чаще всего на силика-геле) с послед. десорбцией подходящим экстрагентом, напр. смесью этанола с бензолом. В нек-рых маслах и тяжелых остаточных топливах определяют т. наз. акцизные смолы-в-ва, способные реагировать с конц. H2SO4 в строго регла-ментир. условиях опыта. В бензинах, реактивных и дизельных топливах определяют кол-во т. наз. фактических смол, для чего навеску топлива испаряют в струе воздуха или водяного пара, а остаток взвешивают.

Содержание парафина устанавливают след. образом: навеску Н. растворяют в подходящем р-рителе, напр. в бензине, р-р охлаждают до т-ры от — 20 до — 40 °С и осаждают твердые углеводороды этанолом или пропанолом. Осадок отделяют на фильтре, охлаждаемом до заданной т-ры, промывают смесью этанола с бензином для удаления масла и растворяют в петролейном эфире. Последний отгоняют и остаток взвешивают.

О содержании орг. к-т судят по величине кислотного числа или кислотности-массе КОН (мг), необходимого для нейтрализации соотв. 1 г или 100 мл Н.

Устойчивость к окислению бензинов и нек-рых др. продуктов характеризуют величиной индукц. периода-интервалом времени, в течение к-рого испытуемый Н., находящийся в атмосфере О2 под давлением 0,7 МПа при 100 °С, практически не окисляется. Устойчивость к окислению нек-рых реактивных топлив оценивают по кол-ву осадка, образующегося при жидкофазном окислении его в спец. приборе в течение 4 ч при 150°С, моторных масел-по изменению мех. св-в тонкой пленки масла, находящегося на металлич. пов-сти в контакте с воздухом при 260 °С.

Коррозионную активность масел оценивают по изменению массы (г/м2) металлич. пластинки при воздействии на нее в течение 50 ч нагретого до 140°С испытуемого масла, слой к-рого периодически соприкасается с кислородом воздуха. О коррозионных св-вах топлив судят обычно по наличию или отсутствию в них активных сернистых соед., что устанавливают с помощью медной пластинки.

Коксуемость-способность Н. образовывать углистый остаток (кокс) при испарении Н. в стандартном приборе и в строго определенных условиях нагрева; определяется гл. обр. для моторных и цилиндровых масел, тяжелых остаточных топлив, 10%-ного остатка от перегонки дизельных топлив, а также для сырья процессов каталитич. и термич. крекинга, произ-ва нефтяных коксов и битумов и др. (см. Коксовое число).

Высота некоптящего пламени характеризует осветит. и нагреват. способность светлых Н. (осветит. керосинов, реактивных и дизельных топлив) при сжигании их в лампах, нагреват. приборах и т.д. Этот показатель зависит от группового хим. состава Н. и прежде всего от содержания ароматич. углеводородов. Испытуемый образец сжигают в лампе спец. конструкции и измеряют макс. высоту некоптящего пламени.

Имеется также ряд показателей, определяющих потребит. св-ва Н. К ним относят, в частности, показатели детонац. стойкости бензинов (октановое число)и воспламеняемости дизельных топлив (цетановое число).


===
Исп. литература для статьи «НЕФТЕПРОДУКТЫ»:
Папок К. К., Рагозин Н. А., Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям, 4 изд., М., 1975; Товарные нефтепродукты, свойства и применение, 2 изд., М., 1978. M. Я. Конь.

Страница «НЕФТЕПРОДУКТЫ» подготовлена по материалам химической энциклопедии.

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Rambler's Top100
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved