ПЕРЕРАБОТКА ИЗНОШЕННЫХ ШИН


Проблема утилизации вышедших из эксплуатации шин имеет большое экологическое и экономическое значение во всех экономически развитых странах. Масса накопленных и не переработанных шин составляет в США 2,8 млн. т, а в Европе 2,5 млн. т. Кроме того, и в Европе и США ежегодно образуется около 2 млн. т.


 

            По экспертным оценкам в настоящее время в России ежегодно снимается с эксплуатации около 1 млн. т. шин и в ближайшие годы в связи с ростом автомобильного парка и интенсивности его использования объем образования изношенных шин будет только возрастать. Уровень переработки изношенных шин в различных странах колеблется от 10-15% до практически 100% в Германии, Японии, скандинавских странах, а средний уровень переработки в Европе составляет 82%.
            Изношенные шины относятся к отходам 4 класса опасности, поэтому регулирование обращения с ними осуществляется рядом нормативно-правовых документов и соглашений, основным и которых является Базельская конвенция о контроле трансграничной перевозки опасных и других отходов и их удалениея. Базельская конвенция определяет роль и обязанности государств по:
  - экологически обоснованному и эффективному использованию и удалению отходов;
  - сокращению до минимума их производства полностью признавая суверенное право запрещать ввоз или удаление опасных и других отходов на своей территории, признавая также стремление к запрещению трансграничных перевозок опасных отходов и их удаление в других государствах, особенно в развивающихся странах.

            На базе региональных директив ЕС по отходам, международных документов и документов европейской комиссии ООН в основу национальных законодательств по обращению с изношенными шинами заложены следующие два принципа или их сочетание:
  - материальную ответственность за утилизацию изношенных шин несет производитель или продавец шин посредством включения в первоначальную стоимость цены шины залоговой цены, предназначенной для покрытия расходов на ее утилизацию;
  - материальную ответственность за утилизацию изношенных шин несет собственник отходов. В развитых странах реализуются различные управленческие подходы от полностью свободного рынка до систем с централизованным (государственным) планированием и финансированием. При этом уровень переработки напрямую зависит от системы регулирования обращения с изношенными шинами. Практически полностью перерабатываются шины в Японии, имеющей либеральную систему, а также в Германии, Швеции и Бельгии, где ответственность за утилизацию возложена на производителей Шин. До 60% шин перерабатывается в США, где либеральная система сочетается с государственным регулированием.
            Начало формирования Российского законодательства по обращению с отходами относится к 1998 г., когда вышел Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», в котором определена ответственность собственника отходов за их утилизацию. Закон определяет основы обращения с отходами производства и потребления и рассматривает отходы, как объект права собственности, которое может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или другой сделки отчуждения. В случае опасных отходов, к которым относятся шины, все действия по их отчуждению в собственность другому лицу возможны, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности с опасными отходами.
            Позже законодательное поле по обращению с отходами расширилось с появлением ряда федеральных законов и постановлений правительства. Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» определена ответственность собственника отходов за их утилизацию, то есть собственник отходов платит за их утилизацию. Изношенные шины содержатся в Банке данных об отходах, для которых имеются технологии переработки, а отходы, для которых имеются технологии переработки, не подлежат размещению на полигонах. Практически это означает, что собственник отходов обязан сдать образующиеся у него шины на предприятие, имеющее лицензию на обращение с данным видом отходов и заплатить за их размещение, плата за которое определена Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за размещение отходов производства и потребления». Позже местным органам самоуправления предоставлено право увеличения платы за размещение отходов, установленной упомянутым выше Постановлением.
            Появление законодательства об обращении с отходами в значительной степени стимулировало возрождение и дальнейшее развитие промышленной переработки изношенных шин. Если в конце 80-х-начале 90-х годов уровень переработки вышедших из эксплуатации шин не превышал 5%, то в 2006 г. он составил 10%без учета шиноремонта, а к 2010 г. должен возрасти до 25-27% только за счет возрастания объемов производства резиновой крошки и резинотехнических изделий на ее основе.
            В последние годы введены в эксплуатацию мощности по получению резиновой крошки в Твери с использованием итальянского оборудования фирмы «Нимби», в Курске на тайваньском оборудовании, в Вязьме и Самаре с использованием немецкого оборудования различной комплектации. На ОАО «Тушинском машиностроительном заводе успешно эксплуатируется модернизированная линия по измельчению шин и ведется монтаж второй линии, что позволит увеличить мощность предприятия до 4-5 тыс. покрышек в год при одновременном увеличении объемов производства панелей для трамвайных и железнодорожных переездов и резиновых плит различной конструкции и назначения.
            ЗАО «Тамплиер центр» успешно наращивает объемы производств резиновой крошки и кровельных материалов на ее основе и возрождает производство регенерата термомеханическим методом на Дальнем Востоке.
            Весь прирост объемов переработки вышедших из эксплуатации шин произошел за счет увеличения производства крошки механическим методом при нормальных температурах. Криогенные технологии в России, как и за рубежом не получили развития из-за высокой себестоимости получаемой при низких температурах крошки. Попытки использования энергии взрыва и метода так называемого «озонного ножа» также по ряду причин не нашли пока промышленного развития.
            В большинстве промышленно развитых стран, особенно там где имеется дефицит энергетических ресурсов, шины используются в качестве топлива для получения электрической энергии или в качестве замены природного топлива в цементной и целлюлозно-бумажной промышленности. В России сжигание покрышек не практикуется. Согласно последним директивам ЕС старым цементным заводам с 2008 г. будет запрещено сжигать шины, а это в свою очередь будет способствовать развитию других направлений переработки изношенных шин.
            Еще одним направлением вторичного использования вышедших из эксплуатации шин является пиролиз. В патентной и периодической научной литературе описано множество различных технологий и оборудования для пиролиза шин. В ряде стран Германии, Швейцарии, США созданы пилотные установки по пиролизу, однако нигде этот метод не нашел широкого распространения из-за низких технико-экономических показателей процесса. Тем не менее работы а области пиролиза продолжаются и есть основания полагать, что на этом направлении следует ожидать положительных результатов. Об этом свидетельствует положительный опыт одного из предприятий в Калининграде, где успешно функционирует пиролизная установка, на которой в результате пиролиза получается мазут высокого качества, реализуемый как котельное топливо, и адсорбент, не уступающий по своим техническим характеристикам активированному углю, получаемому из природного сырья.
            Что касается восстановительного ремонта шин методом наложения нового протектора, то это направление вторичного использования шин в России по-прежнему не развивается из-за крайне низкой ремонтопригодности отечественных грузовых шин, в том числе и ЦМК шин. Успешно работают только предприятия, восстанавливающие импортные шины «холодным» методом на импортном оборудовании.

 


Разгон Д. Р, Перлина Ж. В., Ассоциация «Шиноэкология».
По материалам 2-й международной конференции «Полимерные материалы XXI века», проходившей в рамках 14-й международной выставки «Химия-2007».