ГОСУДАРСТВО ПОШЛО В ГЕОЛОГОРАЗВЕДКУ


Минприроды корректирует долгосрочную программу воспроизводства минерально-сырьевой базы России, удваивая финансирование этого направления. В новой редакции программы в геологические исследования до 2020 года предлагается вложить около 540 млрд руб. бюджетных средств. И хотя наибольшие ассигнования получит разведка углеводородов, удвоятся и утроятся вложения в такие сектора, как черные, цветные и благородные металлы, уран и неметаллы.


 

Коммерсантъ, 05 октября 2007

Бюджетная корректировка
          Глава Минприроды Юрий Трутнев сообщил, что министерство планирует вынести на заседание правительства новую программы по воспроизводству минерально-сырьевой базы. По его словам, работа над документом уже завершена. «Мы будем увеличивать вложения, причем увеличивать их не просто в абсолютной сумме: мы уже накопили достаточный опыт, чтобы определить болевые точки и точки развития»,- рассказывал господин Трутнев  еще в августе.
          Речь идет о долгосрочной госпрограмме от 2004 года, где указаны вложения федерального бюджета в геологоразведку на 2005-2020 годы. «Программа дала свои результаты,- пояснял министр.- Уже в 2006 году по целому ряду видов полезных ископаемых мы разведали больше запасов, чем добыли. Это газ, нефть, медь, золото. Тем не менее сейчас по мере работы над программой выявились точечные недостатки. Есть проблемы по ряду провинций, например по Восточной Сибири, в том числе в рамках обеспечения трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). Есть проблема по некоторым видам полезных ископаемых, таким как уран, марганец». Если доработанный вариант программы будет одобрен, новые бюджетные вливания в геологоразведку начнутся уже в 2010 году
          Программа, с предварительными параметрами которой удалось ознакомиться Ъ, предусматривает удвоение объемов финансирования, указанных в действующей редакции. В новой версии на воспроизводство минерально-сырьевой базы предлагается выделить из бюджета около 540 млрд руб. (включая инвестиции 2005-2007 годов). Это на 106% больше, чем по действующей редакции программы (около 260 млрд руб.).
          Такое увеличение бюджета, по мнению авторов программы, обусловлено необходимостью решить ряд вопросов, выявленных в ходе реализации программы в 2005-2006 годах. Среди проблем - неполная компенсация добычи приростом запасов, недостаток объектов, подготовленных для разведки, низкая ликвидность запасов части нераспределенного фонда, высокий уровень монополизации добычи ряда полезных ископаемых. Реализация программы, по расчетам Минприроды, позволит увеличить ценность недр России на 225 трлн руб., добиться роста эффективности привлечения внебюджетных источников в геологоразведку, увеличить доходы от НДПИ и других поступлений на 35-40%, создать 250-300 новых рабочих мест и новые промышленные центры.


Отставание в запасах
          В абсолютном выражении лидером по увеличению бюджетного финансирования геологоразведки выглядит нефтегазовый сектор. В него в рамках новой программы предлагается доинвестировать около 85 млрд руб. Тем не менее в относительном выражении бюджетные вложения в геологоразведку по этому сектору, равно как и по сектору твердого топлива, увеличатся незначительно -- всего на 50%. В Минприроды поясняют, что добыча нефти в последние годы велась особенно интенсивно и предусмотренный прирост запасов перестал с ней коррелировать.
          В частности, руководство Минприроды не раз выражало опасения, что ВСТО не будет обеспечен запасами. «Мы не отвечаем за заполнение этой трубы, за это отвечает Минпромэнерго,- отмечает начальник департамента государственной политики в сфере геологии и недропользования Минприроды Сергей Федоров - Но мы отвечаем за обеспеченность запасами. Сейчас мы отстаем по темпам прироста запасов. Начинаем разбираться - получается, что лицензируем мы хорошо, почти в полном соответствии с планом, но компании не открывают запасы, не выполняя объем бурения. И отчасти потому, что опасаются вкладывать деньги».
          Чтобы облегчить работу недропользователям, считают в Минприроды, государство должно взять на себя определенные риски по геологоразведке. Так, бурение параметрических скважин, выполнявшееся в Советском Союзе, но не выполняющееся сейчас из-за дороговизны, должно проводиться за счет государства, равно как и разбуривание богатых нижних горизонтов Западной Сибири. Общий объем бюджетного финансирования геологоразведки по нефти и газу должен составить около 250 млрд руб.,- на 33% больше ранее предусмотренной суммы, что позволит, по мнению Минприроды, добиться увеличения локализованных ресурсов D1л до 112 млрд тонн условного топлива вместо 105 млрд и почти удвоить ранее предусмотренные программой запасы С1 -- их объем составит 24 млрд тонн вместо 18 млрд.
          «С одной стороны, сейчас ситуация с запасами выглядит не так и плохо,-- отмечает аналитик ИК 'Тройка Диалог' Валерий Нестеров.-- Но компании не открывают новые месторождения, а ведут переподготовку запасов на существующих. А этот резерв прироста себя быстро исчерпает». Он уверен, что государство должно увеличивать вложение в геологоразведку: «Это позволит ему продавать не ресурсы, а запасы, что повысит их стоимость на аукционах, а риски, которые берут на себя нефтяники, получая лицензию на геологоразведку, снизятся».


Разведка по социальному признаку
          Хотя на углеводороды и приходится около 47% бюджетных средств в рамках адаптированной программы, особое внимание в ней уделяется другим видам полезных ископаемых. Бюджетное финансирование в разведку благородных металлов и алмазов должно удвоиться до более 65 млрд руб., по подземным водам -- вырасти в 2,3 раза, до 10 млрд руб., по неметаллам -- в 3,2 раза, до 7,5 млрд руб., по запасам урана -- в 3,7 раза, до 37 млрд руб. Похожая ситуация наблюдается с черными, цветными и редкоземельными металлами: Минприроды предлагает увеличить финансирование почти в пять раз, примерно до 45 млрд руб.
          Эти вложения связаны не столько с проблемой обеспеченности России запасами данных полезных ископаемых, сколько с проблемами ресурсного обеспечения регионального развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. Так, основная доля средств, которые предлагается вложить в разведку запасов черных, цветных и редкоземельных металлов, приходится на проект создания на Дальнем Востоке (Читинская, Амурская области и Бурятия) центра черной металлургии.
          Как пояснил Ъ господин Федоров, этот проект существует с советских времен, но его реализации препятствовал вопрос энергетики. «После строительства станций - Зейской, Бурейской - этот вопрос начал решаться. Появится газ с Сахалина. Создание промышленных центров необходимо для того, чтобы остановить отток населения из регионов». Еще одна комплексная программа регионального развития -- создание минерально-сырьевых баз черных и цветных металлов в районе проектируемой железной дороги Урал Промышленный-Урал Полярный (Ивдель-Лабытнанги).
          Социальный фактор выделяется и в структуре бюджетных вложений в геологоразведку золота. Прежде всего она будет вестись в Магаданской области, на Чукотке, в Якутии, где добыча золота и серебра -- одна из основных промышленных отраслей. «Месторождения золотых руд на Дальнем Востоке, которые пока выделялись отдельными точками, сегодня при увеличении объемов работ можно объединить в целостные группы, которые уже дают возможность выходить крупным компаниям и строить перерабатывающие комплексы»,- говорит Юрий Трутнев. Удвоенные бюджетные инвестиции (примерно 65 млрд руб.) позволят практически удвоить запасы по категориям P3 (около 20 тыс. тонн), P2 (около 7,5 тыс. тонн), P3 и С1+С2 (по обеим категориям -- около 5 тыс. тонн).
          «С середины 80-х годов и до недавнего времени происходило существенное недоинвестирование в сектор геологоразведки золота, и сейчас как раз заканчивается старый запас разведанных в советское время участков,- говорит гендиректор ООО 'Северная золоторудная компания' Олег Пелевин.- Например, еще пару лет назад продавались лицензии на участки с запасами С1 и С2, которые требуют небольшой доразведки. В этом году лицензии выше категории Р1 практически не предлагаются. Но даже за них разыгрывается большая конкурентная борьба. Поэтому, с точки зрения государства, имеет смысл вкладывать средства в геологоразведку. Конечно, при условии контроля за эффективностью расходования государственных денег».
          Новые регионы будут затронуты и при увеличении финансирования разведки урана. «Нельзя планировать строительство массы АЭС, когда уран берется со складских запасов или покупается за рубежом»,- говорит господин Трутнев. Программа предусматривает расширение существующих регионов добычи урана, введение новых площадей и возможное освоение ряда перспективных площадей на Чукотке, в Карелии, на границе Красноярского края и Иркутской области и других.


Новые горизонты затрат
          В актуализированной программе появятся и новые разделы. Предусматривается, например, разведка залежей цементного сырья. «В связи с программой доступного жилья у нас появились определенные проблемы с обеспечением строительными материалами»,- говорит Юрий Трутнев. «Мы не ставим вопрос так, что в стране ресурсный коллапс и нет цемента,- поясняет Сергей Федоров.- Цемент есть, но все равно нужно искать, выставлять на аукционы, чтобы возле каждого промышленного центра была возможность добывать цементное сырье». По его словам, правительство и аппарат президента уже сформулировали намерение активизировать распределение запасов по цементному сырью. «Сейчас запасы, по сути, принадлежат нескольким игрокам и чтобы цены на цемент не росли, необходимо как можно быстрее распределить сырье, и по возможности не в одни руки»,- говорит господин Федоров.
           Кроме того, около 22% бюджета программы придется на региональные геологические исследования, государственное геологическое информационное обеспечение, научное и научно-методическое обеспечение, а также на комплексное геолого-картографическое и научно-геологическое обеспечение природо- и недропользования. Программа также включает находившиеся ранее за ее пределами обязательные затраты (более 15 млрд руб.), которые понесет Россия в рамках программы исследований шельфа Мирового океана. Эксперты полагают, что рост ассигнований на первичную геологоразведку полезен не только недропользователям, но и государству. «Продажа прав на пользование недрами - хороший источник дохода для государства»,-- говорит гендиректор англо-российской добывающей компания Aricom Юрий Макаров, добавляя, что чем лучше собственник этих прав будет знать объект продажи, «тем выше будет эффективность продажи».

 


www.phosagro.biz