СИЛА ИНТЕГРАЦИИ


Компания «Татнефть­Нефтехим» была создана «Татнефтью» в 2002 году для эффективного управления активами. Каковы пятилетние итоги ее развития? Каковы стратегия и перспективы?


 

Рыночная экономика и конкуренция поставили бывшие советские производства на определенном этапе в очень непростое положение. Как вспоминает заместитель генерального директора ОАО «Татнефть» по нефтехимическому производству директор УК «Татнефть­Нефтехим» Загит ШАРАФЕЕВ, 19 апреля 2000 года в целях финансового оздоровления ОАО «Нижнекамскшина» и развития шинного производства на совещании у Президента Татарстана Минтимера Шаймиева было принято решение о необходимости глубокой интеграции ОАО «Татнефть».

- Специалисты подготовили программу развития шинного производства республики, - рассказывает Загит Фоатович. В течение 2000 года ОАО «Татнефть» передали государственные пакеты акций нескольких компаний. Благодаря этому завод «Нижнекамскшина» остался крупнейшим игроком на территории России и СНГ. 30 процентов шин из России несут на своих бортах эту марку, а с 1998 года еще и брэнд «Кама».

Для эффективного управления в 2002 году «Татнефть» создает Управляющую компанию ООО «Татнефть­Нефтехим». В этот холдинг сегодня входят предприятия «Нижнекамскшина», «Торговый дом «Кама», «Татнефть­Нефтехимснаб», «Нижнекамсктехуглерод», «Нижнекамский механический завод», «Ярполимермаш­Татнефть», Научно­технический центр, «ТехноТранс НК», «Соцбытобслуживание «Шинник», «Бизнес­Сервис» и «Комбинат питания  «Шинник». Непрофильные активы были выделены в самостоятельные компании, а объединение предприятий нефтехимического комплекса дало возможность создать полный цикл производства шинной продукции: снабжение сырьем и обеспечение производства, техническая подготовка производственного процесса и реализация готовой продукции.

НАБЛЮДЕНИЕ
Нельзя не сделать реверанс инвестору. В холдинге очень много и хорошо говорят о компании «Татнефть» и ее генеральном директоре Шафагате ТАХАУТДИНОВЕ. «Татнефть», у которой скоро произойдет большое событие – добыча трехмиллиардной тонны нефти, очень точно следит за своими программами и расходом средств. В управляющей компании это понимают и четко «держат сроки», иногда двигаясь по графикам с опережением. По мнению специалистов нефтехимического комплекса, созданная «Татнефтью» управляющая компания за счет своей эффективной работы уже оправдала себя. В частности, вложения средств помогли сохранить множество рабочих мест и поддержать «Нижнекамскшину» в статусе градообразующего предприятия.

ИНВЕСТИЦИИ И ЭКОНОМИКА

Об инвестициях «Татнефти» рассказывает начальник отдела инвестиций УК «Татнефть­Нефтехим» Айдар МИНХАТОВ:
- Львиная доля инвестиций пришлась на 2001 год. Она составила 3,6 миллиарда рублей. Были погашены долги предприятия, которое находилось в плачевном состоянии, инвестированы средства для реструктуризации задолженности перед бюджетом. Далее специалисты «Нижнекамскшины» предложили программу реализации проекта по выпуску двух миллионов штук шин в год по технологии компании Pirelli с собственным названием «Кама Евро». Стоимость программы – 2,7 миллиарда рублей. В середине 2004 года проект ввели в эксплуатацию, и в этом году он выходит на проектную мощность. Как логическое продолжение этой программы в 2005 году было принято решение реконструировать подготовительное производство для обеспечения «двухмиллионника» высококачественными резиновыми смесями. Стоимость этого проекта – 1,4 миллиарда рублей. Чтобы успеть за рынком и обеспечить ОАО «КАМАЗ» качественными шинами, компании приняли решение организовать производство ЦМК-шин. В этот проект может быть вложено около 10,5 миллиарда рублей.

- Если показывать цифры в динамике, - говорит начальник отдела экономики Рустем МАГДАНОВ, - то в 2002 году, когда пришла управляющая компания, объем товарной продукции равнялся 9,1 миллиарда рублей. В 2006 год он вырос до 21,3 миллиарда рублей. Если брать объем товарной продукции «Нижнекамскшины», как основного предприятия нефтехимического холдинга, то в 2000 году он составлял 8,1 миллиарда рублей, в прошлом году – уже 18,9 миллиарда.
То же самое можно сказать о заводе технического углерода. В начале 2002 года он производил 75,6 тысячи тонн, в 2006 году увеличил объемы до 102,3 тысячи тонн. Зарплаты работников раньше находилась на отметке 4000¬6800 рублей. Сегодня на «Нижнекамскшине» средняя зарплата поднялась до 12,7 тысячи рублей.

СТАНДАРТЫ
ISO – это оценка управленческого подхода, системы работы коллектива и готовность трудиться по европейским требованиям. Скажем так, ISO – как загранпаспорт. Прежде чем начать сотрудничество иностранные партнеры могут сразу отличить заслуженное предприятие от того, что появилось вчера. Это как вход в своеобразный клуб, где проверкой личности занимаются специализированные фирмы с именем и репутацией.
С другой стороны ISO – стимул, рамки и прописанный порядок работы для самого предприятия. ISO нужно подтверждать постоянно, иначе аудиторы могут отозвать положительную оценку. Обращают внимание на ISO и российские компании. Например, новый перспективный партнер – «Северсталь­Авто».

- Стандарты ISO – не самоцель, - считает исполнительный директор – генеральный директор ОАО «Нижнекамскшина» Радик ИЛЬЯСОВ. – Есть качественные показатели, которые мы обязуемся выдерживать перед нашими партнерами и работниками. Например, экология. В год на поддержание экологии производства, экологии рабочих мест, технику безопасности и другие программ мы направляем около 120 миллионов рублей. Наши инициативы оценил Комитет по экологии Госсовета РТ и специалисты иностранных аттестационных компаний. Другим предприятиям было предложено перенять этот опыт. Это нас радует, но не успокаивает.

«НИЖНЕКАМСКШИНА»
Наблюдая за работой цехов этого предприятия, отмечаешь в первую очередь какое­то спокойствие. Людей немного, и они точно знают, что нужно делать. В цехе сборки мы встретили начальника производства легковых радиальных шин Ильдара ГИЗДАТУЛЛИНА. Он объяснил, что это автоматизированный комплекс с высокой производительностью. Здесь минимально участие человека, контроль качества сборки отслеживает электроника.
- Вы правы, - говорит он, - людей у нас немного. Гости удивляются и часто спрашивают меня: «Почему у вас никто не работает?» Первое время постоянным был вопрос: «Где у вас люди?..» Требования к квалификации операторов очень высокие. Если раньше сборщик был занят ручным трудом, то сейчас у него есть два пульта управления. Вы видите, что работают молодые люди, но у них высокая квалификация ¬ это сборщики шестого разряда. Сегодня сборщик должен хорошо разбираться в компьютерах, системе управления. Еще здесь очень важна мобильность работника. Норма каждого за смену – 500 собранных шин.
Что у них за листочки?.. Это напоминание. Если в процессе работы у оператора появятся какие­то замечания, он впишет их в этот лист. Эти записи анализируются, делаются выводы. Получается, что оператор контролирует заданную программу.
После цеха сборки нам показали участки подготовки, изготовления протекторов, цех «выпечки» шин… Очень важным показалось то, что с момента раскройки до сборки проходит всего несколько секунд. Нет практики хранения, а значит и возможности слеживания и других процессов, не очень хорошо влияющих на точность размера.
- Сегодня осторожно говорят уже не о «двухмиллионнике», а о трех миллионах шин. Насколько это будет труднее сделать? - спрашиваю у Ильдара Котдусовича.

- Я думаю, люди освоятся, обучатся. Тем более, имеется такая база – действующее производство. Не считаю, что это станет проблемой, переход на новый уровень неминуем.

ЦЕХ РЕЗИНОСМЕШЕНИЯ
Это новая гордость шинников. Он даже раскрашен в цвета, выделяющие его на территории завода. Цех окончательно «наполнит» брэнд необходимым содержанием для того, чтобы можно было говорить о шинах, соответствующих всем евростандартам. Несколько месяцев назад цех только монтировался, работали иностранные специалисты, монтажниками испытывался кран… Май 2007 года – исчезла пыль, людей стало на порядок меньше, автоматизированный процесс уже находится под контролем высокоточных весов и таймеров.

О ценности цеха и этапах его строительства рассказывает заместитель директора по развитию производств УК «Татнефть­Нефтехим» Закир ФАЙРУЗОВ:
- С пуском объекта «двухмиллионника» - производства легковых радиальных шин - мы столкнулись с проблемой на подготовительном производстве. Наше обращение к «Татнефти» было рассмотрено, и принято решение профинансировать этот объект. Когда есть решение, появляются очень жесткие рамки. Сетевой график рассматривал и корректировал лично Шафагат Тахаутдинов. Проектирование и строительство шли параллельно. Для этого были нужны очень опытные специалисты. И по графику, благодаря этим людям (в частности, Ефрату Исмагилову), мы сейчас идем с опережением. С вводом объекта у нас появляется возможность иметь законченный цикл изготовления шин по технологии Pirelli. В России аналогов этому нет. И сейчас мы можем спокойно распланировать модернизацию старого производства резиносмешения. Добавлю, в процессе резиносмешения используется кремнезем, что экологи могут только приветствовать. Пока в стране кремнезем больше нигде не используется. А мы потихоньку идем к улучшению экологической обстановки.

- Параллельное проектирование и строительство ускоряет процесс, - говорит начальник управления капитального строительства УК «Татнефть­Нефтехим» Ефрат ИСМАГИЛОВ, - но и вызывает определенные трудности. Мы практически на шесть месяцев сокращаем нормы строительства, предусмотренные ранее. Мы полностью исключили мокрые процессы. Использовали новые подходы. Они коснулись окон, кровли, полов, которых нет на действующих производствах. Пол не стирается и не боится ударов. Значит его не нужно будет менять каждые пять лет. У нас есть гарантия на 15-20 лет.
Мы привлекли очень серьезные подрядные организации. Например, «Двигательмонтаж-НК». Чтобы соблюсти наш график, это предприятие сняло людей с других очень важных строек. Сконцентрировали их здесь, работали в две смены по 12 часов. А еще иностранные партнеры – восемь привлеченных фирм. У каждого из них в контрактах определены сроки шеф­монтажных работ. Главным координатором стала фирма Pirelli.  Одновременно на стройке работало восемь компаний. Такого практически нигде нет. Очень значимо то, что строители и монтажники понимали важность этого объекта.

ЦМК
В рамках развития производства и пополнения ассортиментного ряда управляющая компания вплотную занялась изучением рынка цельно-металлокордных шин. Новый завод, судя по набранному темпу, можно будет увидеть в скором будущем.

Директор ООО «Нижнекамский завод ЦМК-шин» Анвар ВАХИТОВ рассказывает о том, на каком этапе сейчас находятся работы:
- После переговоров с возможными партнерами была достигнута договоренность с одним из мировых лидеров. Уже заключен договор о сотрудничестве. В этом проекте заинтересованы не только мы, но и партнерская сторона. На сегодня определено место для завода. Проведены геолого­геодезические работы. Мы приобретаем ноу­хау. Совместно с партнерами планируем приобрести оборудование самого высокого мирового уровня для производства автошин по данной технологии. Мы привлекаем многих специалистов и несколько компаний для проектирования завода. Работа идет полным ходом.

- Для каких автомобилей предназначается эта продукция?
- Во всем мире практически 100 процентов грузовых автомобилей и автобусов «обуваются» в цельнометаллокордные шины, в России же  пока ездят на комбинированных шинах. Это перспективное направление. Цельнометаллокордные шины до 4¬5 процентов экономят топливо. Это однослойные более легкие шины. Кроме того, есть возможность их повторного применения.
- Какие новые технологии будут применены на заводе?
- Менее энергоемкое оборудование. Потребление электроэнергии будет уменьшено на одну треть. Экологические нормы соответствуют самым жестким параметрам европейского образца. Это первое требование наших партнеров. В этом городе живем мы, наши дети, будут жить наши внуки. Поэтому вопросы экологии будут соблюдаться неукоснительно на самом высоком уровне.
- Какую долю рынка может занять продукция завода?
- По прогнозам, рынок цельно-металлокордных шин к 2012 году составит 3 миллиона шин. Мы к 2009 году рассчитываем выйти на уровень 600 тысяч штук, а к 2011 году – на отметку 1,2 миллиона. Хочу отметить, что это будет полный технологический цикл, соответствующий установленным мировым стандартам. Думаю, совместными усилиями «Татнефти», «Татнефть­Нефтехима» и «Нижнекамскшины» мы сделаем хороший продукт. Я в этом не сомневаюсь. Мы планируем стать флагманом российского рынка в этом направлении.

«НИЖНЕКАМСКТЕХУГЛЕРОД»
Этот завод производит конкурентоспособный, соответствующий зарубежным аналогам технический углерод – важнейший компонент для изготовления резины.
Предприятие присоединилось к «Татнефти» в 2000 году. Сегодня завод – неоднократный номинант различных деловых конкурсов. А исполнительный директор ОАО «Нижнекамсктехуглерод» Ринат Шаяхметов – признан руководителем года.
Кроме основной продукции есть у завода и еще одна особенность ¬ это проект «Установка по выработке собственной электроэнергии». Мини­ТЭЦ позволила «Нижнекамсктехуглероду» обеспечить себя своей электроэнергией, поддержав тем самым программу ресурсосбережения.

ЗАВОДЫ
В холдинг входят два завода, чье значение трудно переоценить. Это «Нижнекамский механический завод», на площадях которого, по словам исполнительного директора Александра МАКАРОВА, была выпущена первая продукция шинного завода, и завод «Ярполимермаш­Татнефть». Первое предприятие можно назвать полноцикличным производством, проводящим ремонт тяжелого технологического оборудования в цехах ОАО «Нижнекамскшина». Также его потребителями являются «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим» и «Нижнекамсктехуглерод».
Второе предприятие находится в Ярославле и является одним из ведущих в России по разработке и производству оборудования и оснастки для шинной и резинотехнической отраслей.

ТОРГОВЫЙ ДОМ «КАМА»
Торговый дом «Кама» вывел шинный брэнд «Кама­Евро» далеко за пределы Татарстана. Прогрессивный коллектив постоянно ищет новые способы реализации продукции и осваивает запланированные территории.
- Торговый дом существует восьмой год, - говорит исполнительный директор ООО «Торговый дом «Кама» Ринат БИКТИМЕРОВ. - За это время мы в корне изменили структуру продаж, что было связано с появлением собственника в лице «Татнефти». Это – первое. Второе – изменились требования на российском рынке шин. Сейчас на полках автомобильных магазинов есть шины любых марок, размеров и, если хотите, цветов. Мы поменяли подходы к продажам, рекламе и отношению с каждым автолюбителем. Очень большая работа была проведена по изменению товаропроводящей сети в России. Теперь у нас создана сеть, состоящая из дочерних предприятий, построенная по региональному принципу. Мы четко отслеживаем, какую долю на рынке (и в каком сегменте) мы занимаем в определенных регионах, федеральных округах, областях.

- Можете привести данные по сбытовой сети? Сколько в ней подразделений?
- Она состоит из двадцати дочерних предприятий и двенадцати региональных дилеров. В основном, дочерние предприятия – это европейская часть России, а Зауралье представлено независимыми дилерами, за которыми закреплены определенные территориальные образования. Они тоже проводят единую политику. Естественно, на основе информация (в первую очередь маркетинговой, получаемой с мест от наших представителей) мы выстраиваем план маркетинговых и рекламных мероприятий. И составляем аналитический отчет для управляющей компании, для шинного завода, для научно-технического центра. Исходя из этого, мы рекомендуем производству в ближайшее время или на какой­то период начинать производство тех или иных шин с определенными техническими характеристиками.
- Где сегодня можно купить ваши шины?
- Мы очень плотно работаем с ближним зарубежьем - Украиной, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Грузией…  Во всех странах СНГ есть наши представительства. А на таких значимых рынках, как Украина и Казахстан, мы имеем дочерние предприятия. Мы продаем продукцию в 78 странах, в том числе, в Восточной Европе. А в прошлом году мы поставляли шины в Англию для комплектации лондонских кэбов и трейлеров.
- Говорят, если продукт подделывают, – это тоже показатель известности и качества. Вы встречали чужие шины со своими марками?
- Был такой факт. У нас есть фотографии. В Китае подделывают грузовые шины «Кама». В Казахстане сейчас проводится операция по изъятию контрафакта – найдены камеры китайского производства с нашим заводским знаком.
- В каких отношениях вы с российскими автомобильными производителями, и вся ли продукция продается?
- Наши работники, можно сказать, находятся на острие атаки. Мы как никто чувствуем наших конкурентов. Наша стратегия действия зависит от того, с кем мы конкурируем. Но нужно озвучить тот факт, что четыре года подряд Нижнекамский шинный завод загружен на 100 процентов, в прошлом году завод выпустил свыше 12 миллионов шин, и Торговый дом их смог продать. Это говорит о многом. Мы всю нашу продукцию умеем размещать на рынке. Мы аттестованы, как отличные поставщики для «КАМАЗа» и «АвтоВАЗа». Мы постоянно прорабатываем вопросы качества и это позволяет нам реализовывать продукцию полностью.
- Есть ли очередь за вашей продукцией?
- Однозначно говорю «да». 

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

По словам председателя профсоюза УК «Татнефть­Нефтехим» Наиля ТУЙКИНА, в этом году заключен первый коллективный договор с работниками предприятий, входящих в управляющую компанию. 
- Управляющая компания «Татнефть­Нефтехим», - говорит наш собеседник, - является социально ориентированной компанией. Первые годы (а профсоюз появился не так давно) мы совместно проводили мероприятия по сближению коллективов нефтехимического комплекса: посещали святые места «Мечеть «Кул-Шариф», Раифский монастырь… Эти события накладывают особый отпечаток на жизнь коллектива. Проводим большую культурно­массовую и спортивно­массовую работу, в частности, летние и зимние спартакиады. В прошлом году, когда был создан профсоюз управляющей компании, в первой спартакиаде участвовал каждый восьмой работник, на последующих турнирах ¬ уже каждый пятый.
Мы сохранили и развиваем объекты соцкультбыта: базу отдыха «Наратлык», детский оздоровительный лагерь «Чайка», спорткомплекс «Шинник». Сдан в эксплуатацию административно­бытовой корпус спортивного комплекса и надстроен третий этаж с залом для бокса и национальной борьбы на средства, выделенные  «Татнефтью», в размере 35 миллионов рублей. Кроме того, дети работников предприятий комплекса имеют возможность отдохнуть в лагерях Лениногорска, Альметьевска, Азнакаево…
Компания «Татнефть­Нефтехим» - участник программы социальной ипотеки. В ближайшем будущем в Нижнекамске на улице «Студенческая» появится жилой дом на 139 квартир для наших работников.

Журнал «Лидер Поволжья», июнь 2007
Юрий ГУДВИН