ПЕРЕХОД К ГАЗОМОТОРНОМУ ТОПЛИВУ


В Госдуму федеральный закон, позволяющий региональным властям использовать газомоторное топливо для общественного транспорта для повышения энергоэффективности был внесен Правительством в ноябре 2011 года и рассмотрен в первом чтении в марте 2012 года.


После первого чтения в него был внесен ряд поправок. При поддержке «Газпрома», «Газэнергосеть» и СИБУР предложили заложить в документ возможность применения так называемых энергосервисных контрактов (при которых заказчик – регион или муниципалитет – не несет первичных затрат, а инвестиции в энергоэффективные решения привлекаются энергосервисной компанией, которая окупает их за счет экономии энергоресурсов). К сожалению, необходимость принятия изменений к закону в рамках весенней сессии работы Государственной Думы РФ не позволила урегулировать сразу весь комплекс отношений, связанных с применением газового моторного топлива. На осеннюю сессию были перенесено введение обязательности разработки программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в организациях транспортного комплекса, а также обеспечение стабильности тарифов на перевозки при инвестировании в переоборудование автотранспортных средств для работы на газе.

 

Кроме того, как указывают в «Газэнергосети» и СИБУРе, другой проблемой, ранее затрудняющей более широкое внедрение газомоторного топлива, было сокращение субсидий для соответствующих автопарков. «Раньше автотранспортные предприятия лишились средств, сэкономленных применением газомоторного топлива, которое на 30-40% дешевле. Теперь механизм изменился: применяется энергосервисный договор, при котором субсидии остаются у предприятий, и могут направляться на их развитие», - говорят в СИБУРе. Иными словами, раньше автотранспортные предприятия, применяющие автогаз, получали бюджетное финансирование сообразно количеству потребляемого топлива и не копейкой больше. Теперь же при переходе на автогаз финансирование может оставаться в том же размере, что и при использовании традиционного топлива, а разница в его цене и цене на газовое остается у предприятий.

 

Еще один крупный игрок рынка и, соответственно, интересант нового закона, – ЛУКОЙЛ – также заявляет о готовности развивать рынок розничных продаж СУГ. «Компания рассматривает разные возможности по развитию этого направления. У нас есть сеть из многотопливных АЗС, расположенная в разных регионах – Волгоград, Астрахань, там возможна заправка не только транспортных средств, но и бытовых баллонов», - говорит представитель ЛУКОЙЛа.

 

В сравнении отстаем

 

Выпуском СУГ сейчас в стране занимается почти полсотни заводов, общий объем производства в прошлом году составил примерно 10 млн тонн. Дальше эти цифры будут только увеличиваться, прогнозируют в СИБУРе, прежде всего за счет обязательств нефтекомпаний по увеличению уровня утилизации ПНГ: к 2015 году примерно до 15 млн тонн. «Это может быть перспективным рынком сбыта. Часть отрасли только формируется, но перспективы у нее большие, развитие в этом направлении важно», - считает К. Шамалов. Как говорил глава «Газпрома» Алексей Миллер, к 2015 году потребление автогаза может увеличиться еще примерно на 2 млн тонн.

 

По оценкам экспертов, на СУГ в России ездит около 1 млн 400 тыс. автомашин, что составляет примерно 2,7% автопарка страны. На данный момент в России насчитывается более 3 тыс. АГЗС. Ежегодно этот рынок потребляет около 2,5 - 3 млн тонн топлива. «Это в несколько раз больше чем в 90-е годы, но цифры в сравнительном выражении все равно скромные», - говорит Кирилл Шамалов. Скромные они в сравнении, например, с Польшей, где около 6 тыс. действующих АГЗС и на 1 тыс. жителей приходится 48 тонн СУГ, в то время как в России аналогичные показатели - 3 тыс. и 18 тонн. В Турции все такси работают на газе. «Это показывает, что на авторынке в России у СУГ внушительный потенциал для роста», считает топ-менеджер СИБУРа.

 

Региональные программы

 

Несмотря на то, что поправки в законодательство вступили в силу совсем недавно, «Газэнергосеть» и СИБУР в конце марта начали реализацию пилотного проекта по переводу общественного транспорта на газомоторное топливо в Нижнем Новгороде. «Мы предложили властям региона за свой счет переоборудовать часть автопарка – около 100 автобусов – для использования СУГ в качестве топлива , - говорит Кирилл Шамалов. – Это позволяет придерживаться высоких экологических стандартов, увеличивает срок службы двигателей и значительно снижает затраты на топливо». По оценкам СИБУРа, применение СУГ при заправке 100 автобусов позволяет сэкономить бюджету порядка 8 млн руб в год.

 

В других регионах местные власти также начали реализацию программ по переводу муниципального транспорта на газомоторное топливо. Например, в Ставропольском крае планируют к 2013 году перевести на газ 6 тыс. единиц техники. 10 новых автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) и 5 пунктов по переводу автотранспорта на КПГ построит «Газпром». Каковы успехи в реализации программы – В «Газпроме» и в Ставропольском крае не комментируют. 186 единиц подвижного состава, работающего на КПГ, сейчас эксплуатируется и в Москве 11 автобусным парком ГУП «Мосгортранс», говорят в департаменте транспорта столицы. До конца 2012 года планируется поставить еще 60 автобусов, работающих на КПГ. Столичные власти «положительно» оценивают эффективность применения газомоторного топлива муниципальным транспортом, так как это «более экологичное и экономичное топливо».

 

К увеличению потребления газомоторного топлива постепенно готовятся и автопроизводители. «Последние изменения в законодательстве – очень позитивное решение, соответствующее международной практике. Перевод транспорта на газ позволяет не только существенно снизить транспортные издержки, но и улучшить экологические характеристики автомобилей», - говорит представитель группы ГАЗ.

 

В 2012 году компания собирается произвести порядка 5 тыс. легких коммерческих автомобилей («ГАЗель бизнес), оборудованных битопливными газово-бензиновыми двигателями. С 2005 по 2011 группа ГАЗ реализовала порядка 400 газовых автобусов (ЛИАЗ), работающих на метане. «Производство этих моделей производится согласно сформированному портфелю заказов, - говорит представитель группы ГАЗ. Основные заказчики – компании нефтегазового сектора. Так же, по данным компании, автобусы поставляются в Тольятти, Волгоград, Москву, Рязань, Санкт-Петербург, Новгород, Якутск

 

В КАМАЗе в партнерстве с компанией «Раритек» также ежегодно производят несколько сот автомобилей, работающих на газе, говорит представитель компании. «Мы имеем возможности по увеличению выпуска таких моделей до нескольких тысяч в год, но все зависит от количества заказов», - отмечают в КАМАЗе. В компании также считают применение газового транспорта эффективным. По подсчетам КАМАЗа, эксплуатация автотранспорта на газомоторном топливе в Набережных Челнах позволяет экономить по 20-30 тыс. рублей в месяц.

 

Практические вопросы

 

Но для успешного развития рынка газомоторного топлива необходимо решить еще целый ряд вопросов. Источники в отрасли говорят, что часто сталкиваются с позицией местных властей, которые не поддерживают перевод транспорта на альтернативное топливо, особенно природный газ. «Прежде всего, это связано с тем, что свободные объемы КПГ по технологическими причинам невозможно продать, а не секрет, что для многих сбывать оставшееся топливо – это бизнес», - говорят в одной из компаний. Другая серьезная проблема – это неразвитая инфраструктура. В ГАЗе отмечают, что на рынке «отсутствует равномерная сеть, покрывающая территорию страны, метановыми заправками». «Поэтому необходимо также создание заправок в самих автотранспортных парках, чтобы исключить холостые пробеги», - говорит представитель компании. Кроме того, по его мнению, автотранспортные предприятия должны провести переобучение своего персонала для работы с новым оборудованием.

 

Также в России плохо развит рынок газобаллонного оборудования для автотранспорта, компания столкнулась с проблемами с его поставками во время реализации своего проекта в Нижнем Новгороде. На рынке только появляется крупный игрок – «РУГАЗКО», но основные объемы закупаются за рубежом – у шведских компаний и итальянской компании OMVL. Сетуя на неразвитость этого рынка, сами производители газомоторного топлива признают с другой стороны, что фундаментальных предпосылок для его развития нет, ведь пока не до конца ясно, будет ли увеличиваться спрос на него. Например, в Москве, по подсчетам ЛУКОЙЛа, открытие АГЗС нерентабельно. «При этом нельзя сказать, что рядовые потребители горят желанием переоборудовать свои автомобили. На Украине, например, обратная тенденция – там на газ автотранспорт переводят гораздо активнее, -- говорит представитель нефтекомпании. По его мнению, далеко не факт, что власти также будут увеличивать закупки транспорта, работающего на газомоторном топливе из-за пока не слишком развитой инфраструктуры. А потому безусловно полезный закон от 16 июля рискует завязнуть в неблагоприятных практических аспектах рынка автогаза. Чтобы этого не произошло, государство должно продолжить совершенствовать законодательную базу, создавать новые стимулы для развития автогазовой инфраструктуры, вводить более прозрачные процедуры по закупкам топлива и контроля за его расходованием, увеличения внимания к экологии.

 

 

С анализом российского рынка автомобильных баллонов высокого давления Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных баллонов высокого давления в России».

 

 

http://www.rupec.ru/