НЕПРИЯТНОСТИ L’OREAL в РОССИИ


Компанию подозревают в использовании параллельного маршрута доставки продукции в Россию, который обеспечивали нечистые на руку партнеры.


 Прошедшее вчера в парижском дворце съездов общее собрание акционеров L’Oréal прошло практически безупречно: гвоздем программы стало 11% повышение дивидендов. Кроме того, французский косметический гигант решил омолодить ряды своего руководства: 88-летняя Лилиан Беттанкур (Liliane Bettencourt) уступила свое место в совете директоров компании своему 25-летнему внуку Жану-Виктору Мейеру (Jean-Victor Meyers). Тем не менее, несмотря на все эти радостные моменты, на поверхность вновь всплыли чреватые для L’Oréal серьезными неприятностями обстоятельства 15-летней давности: французское предприятие, которое обычно крайне щепетильно относится к своим рынкам сбыта, закрыло глаза на формирование в России мафиозного серого рынка. Это уголовное дело, которое грозит компании обвинением в злоупотреблении доверием и отмывании денег, в конце прошлого года было поручено следователю Роже Ле Луару (Roger Le Loire). 

 


Все началось в Дубае в середине 1990-х годов. Российские «туристы» выгребали все подчистую из магазинов duty-free L’Oréal. Сначала они до отказа забивали чемоданы, а затем и целые самолеты, которые, кстати говоря, принадлежали никому иному, как торговцу оружием Виктору Буту (его история легла в основу фильма «Оружейный барон»). Он не хотел, чтобы они возвращались обратно пустыми после доставки оружия в Африку.  

 

 

В L’Oréal были в курсе происходящего. «Между Москвой и Дубаем существовал настоящий воздушный мост, - рассказал на допросе бывший высокопоставленный сотрудник компании. - За груз на этих военных самолетах не платили никаких таможенных пошлин». У некоторых такая ситуация все же вызывала беспокойство. «Этот огромный серый рынок был губителен для имиджа нашей продукции», - сообщил следователям еще один бывший член руководства L’Oréal. Тем не менее, с самого верха компании поступило распоряжение «ковать железо, пока горячо». 

Бывший руководитель экспортного отделения L’Oréal, которого уже допрашивали в 2007 году по так и оставшемуся без продолжения уголовному делу, говорит следующее: «Мы закрыли глаза на определенные моменты, потому что это повышало оборот. Мы были довольны, но в то же время ощущали неловкость». Тем не менее, представители «генштаба» французской компании утверждают, что им ничего не известно о деятельности подобного рода. «Мы всегда боролись против параллельного рынка, который вредит нашему имиджу», - подчеркивает второе лицо в L’Oréal с 1991 по 2005 год Жиль Вейль (Gilles Weil). «Я ничего такого не помню, мне не сообщали подробностей, может быть, я говорил о работе в России…» - вторит ему легендарный гендиректор предприятия Линдси Оуэн-Джонс (Lindsay Owen-Jones).

Тем не менее, именно он в 1999 году отдал распоряжение положить конец бизнес-треугольнику Париж-Дубай-Москва, в котором, по сути, не было ничего незаконного. В то же время L’Oréal начал использовать иную схему, работая с довольно любопытными партнерами. «Без Владимира Некрасова ничего нельзя было сделать в парфюмерии на Востоке», - уверен бывший руководитель компании. «Это опасный человек с любой точки зрения», - вторит ему его коллега. Компания Некрасова «Арбат Престиж» занимала видное место на российском рынке, однако в ее тени скрывался разыскиваемый Интерполом Семен Могилевич, который, по информации The Gardian, контролировал «главную организованную преступную группу в России». Некрасова и Могилевича задержали в 2008 году по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Третий из пособников, Шабтай Калманович, которого некоторые называли настоящим владельцем «Арбат Престиж», был убит в конце 2009 года в результате сведения счетов российских группировок. 

В любом случае, L’Oréal опять-таки не сделал ничего незаконного, когда пошел на сотрудничество с ними. Тем не менее, ситуация создала риск для имиджа компании, а также была чревата неприятностями с налоговой службой, так как французы допустили формирование россиянами шелл-компаний для получения дополнительной «маржи». В конфиденциальном послании указывается, как партнеру L’Oréal удалось сократить объемы таможенных пошлин: «Таможенные пошлины достигают 60%, но оптовикам зачастую удается не платить их с помощью других методов. В нашем конкретном случае им удается получить таможенную декларацию с пошлиной в 20-25% с неофициальной надбавкой в 5-10%». Подписанный в 2000 году десятилетний контракт между L’Oréal и «Арбат Престиж» был расторгнут в конце 2004 года (с неустойкой в 29 миллионов евро). Компания предпочла проявить осторожность. 

Кроме того, L’Oréal всячески пытался сократить риски налоговых проверок по его доходам на территории Франции. Об этом говорится в одном из внутренних сообщений компании: «Возможные риски составляют от 30 до 50 миллионов за каждый год. Как мы уже сообщали, наша информационная сеть не может дать всех запрошенных сведений. Чтобы не допустить отправки к нам группы IT-специалистов, нам нужно заменить недостающую информацию, чтобы предоставить ее проверяющим органам. Грядущая проверка ставит нас в чрезвычайно рискованное положение». 

Как бы то ни было, бывший официальный дистрибьютор продукции L’Oréal в Росси Янез Меркун (Janez Mercun) увидел в этом злой умысел. Он эффективно работал в советскую эпоху, однако, по мнению французской компании, не смог приспособиться к падению берлинской стены и возникшей после него дикой экономике. В 1999 году ему удалось отсудить 20 миллионов франков (3 миллиона евро) в качестве возмещения ущерба. Сегодня он требует выплатить ему еще 115 миллионов долларов. «Он наседает на нас уже десять лет, но мы выигрываем все процессы», - не без раздражения говорят в L’Oréal. Как отмечается в отчете следователей, «параллельный маршрут торговли с Россией действительно существовал и был известен руководству L’Oréal. Тем не менее, его меньшая [по сравнению с официальными каналами, прим.ред] рентабельность не является столь очевидной».  

Сегодня Янез Меркун вновь выдвигает обвинения в качестве акционера компании. Его адвокат Фредерик-Карель Кануа (Frédérik-Karel Canoy) сделал новые подсчеты: L’Oréal, по его словам, сокрыл 70 миллионов евро от своей российской одиссеи. Для крупной международной компании такая сумма, конечно, может показаться незначительной, однако не стоит забывать о ее имидже. А он для L’Oréal просто бесценен.

 

 

Рено Лекадр (Renaud Lecadre)

Оригинал публикации: En Russie, LOréal en milieu trouble