РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ НЕФТЕПРОДУКТОВ


Экспорт нефти и нефтепродуктов – основная статья товарных поставок из России на международные рынки. На протяжении всей современной истории наша страна выступает крупным экспортером, контролируя 12-14% мирового нефтяного рынка.


В условиях стабилизации внутреннего потребления нетто-экспорт сырья и нефтепродуктов увеличивается за счет роста добычи.

 

В результате роста международных цен и увеличения объемов поставок, за последние 10 лет экспортная выручка российских нефтяных компаний увеличилась почти в шесть раз, свыше 90% поступлений приходится на дальнее зарубежье (рис. 2). В структуре экспорта нефтепродуктов преобладают средние и тяжелые дистилляты – мазут и дизельное топливо, предназначенные для дальнейшей переработки в странах-реципиентах. Как следствие, средние цены корзины экспортируемых нефтепродуктов не превышают стоимости сырой нефти.

   За последние 10 лет одной из основных особенностей экспортной политики РФ в области поставок нефти и нефтепродуктов стало сокращение транзита через сопредельные государства. Значительно снизились поставки через морские терминалы стран Балтии и СНГ, а также по трубопроводу «Дружба». Были полностью прекращены поставки жидких углеводородов за рубеж через порты Вентспилс (Латвия), Бутинге (Литва), Одесса (Украина), а также на Мажейкский НПЗ (Литва). В 2010 году в три раза сократился объем перевалки через порт Южный (Украина), а в 2011 году поставки российской нефти через этот порт уже не осуществлялись.

   В этот же период был создан ряд альтернативных экспортных маршрутов, позволяющих исключить транзит, прежде всего, через страны СНГ и Восточной Европы и выйти напрямую на основные платежеспособные рынки Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (табл. 1).

   Долгосрочный процесс в направлении диверсификации экспорта энергоносителей из России – значительное увеличение поставок на рынки стран АТР, прежде всего, в Китай. В начале 2000-х годов происходило наращивание поставок нефти в КНР по железной дороге. С 2008 года поставки жидких углеводородов (на начальном этапе в реверсном режиме) организованы по нефтепроводу ВСТО и железной дороге в порт Козьмино (в Приморском крае), а с января 2011 года начаты коммерческие трубопроводные поставки нефти в Китай.

   В условиях благоприятной конъюнктуры доходы от реализации нефти на экспорт выросли за десятилетие более чем в пять раз – с $25 млрд до $135 млрд, нефтепродуктов – в семь раз: с $10 млрд до $70 млрд. В результате доля выручки о поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж в общем объеме экспорта РФ возросла с 35%  в 2000 году до 52% в 2010 году. Именно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на нефтяном рынке выступает одним из главных факторов обеспечения высокого положительного сальдо торгового баланса и роста международных резервов страны (рис. 3), по объему которых Россия в настоящее время занимает третье место в мире после Китая и Японии.

Региональная структура экспорта

   В настоящее время на Атлантический рынок, прежде всего, в Европу, поставляется свыше 80% сырой нефти экспортируемой из России (в 2010 году – 83% или 183 млн т). На Тихоокеанский рынок, в первую очередь, в Китай, пока поставляется менее 20% (в 2010 году – 17% или 38 млн т) (табл. 2). 
В настоящее время Атлантический рынок – основное направление экспорта нефти и нефтепродуктов из России. Поставки на этот рынок уже достигли уровня технологического насыщения и в последние годы не увеличиваются. Спрос на нефть в Европе, на долю которой приходится около 80% экспорта российской нефти, продолжает стагнировать, а в ряде стран – Германии, Великобритании, Италии, Франции, Нидерландов, Бельгии и др. – снижается. На рынке Южной Европы наиболее высока конкуренция со стороны поставщиков из Ближнего Востока и Северной Африки, а на Атлантическом побережье США – со стороны Канады, Западной Африки и Южной Америки. Перспективы России на Атлантическом рынке будут, в основном, связаны с дальнейшим снижением добычи в Северном море, что позволит увеличить поставки в Северную и Западную Европу, прежде всего, через Роттердам. Кроме того, необходимо поддерживать прямые нефтепроводные поставки на НПЗ Польши, Германии, Белоруссии, Чехии, Словакии, Венгрии, а также комбинированные поставки на заводы, контролируемые российскими компаниями, на Украине, в Румынии, Болгарии, Сербии.

   В условиях диверсификации экспортных маршрутов и формирования новых центров НГК в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в последние годы происходит увеличение поставок нефти и нефтепродуктов на Тихоокеанский рынок – крупнейший и самый динамично развивающийся рынок энергоносителей в мире, включая страны АТР и Тихоокеанское побережье Американского континента. Добыча нефти в регионе имеет тенденцию к сокращению, а потребление и импорт из других регионов быстро возрастает. Основные конкуренты России на Тихоокеанском рынке – страны Ближнего Востока, расстояния поставок из которых в среднем в два-пять раз превышают протяженность маршрутов из Западной и Восточной Сибири и связаны с дополнительными транспортными рисками (включая прохождение через Аденский и Оманский заливы, Баб-эль-Мандебский, Ормузский и Малаккский проливы). Основные покупатели российской нефти и нефтепродуктов на Тихоокеанском направлении – Китай, Корея, Япония, США, Таиланд, Сингапур. В ближайшие десятилетия самым перспективным рынком останется Китай, одновременно можно будет значительно расширить экспорт в Корею, США, на Филиппины, в Таиланд и Вьетнам, а также организовать поставки в Индонезию.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка смазочных масел можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок смазочных масел в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

 

 

Андрей Коржубаев, Леонтий Эдер, Ирина Филимонова

 

http://www.oilandgaseurasia.ru/