КОНЦЕРН BASF ОБ ИТОГАХ 1-ГО КВ. 2011-ГО


Концерн BASF представил финансовые результаты деятельности в первом квартале 2011-го года.


 

Концерн BASF взял уверенный старт в первом квартале 2011 года. Уровни загрузки производственных установок на предприятиях концерна были высокими; это связано, в частности, с увеличением спроса на продукцию целого ряда сегментов (химикаты, пластмассы, специальные продукты, функциональные решения) по сравнению с первым кварталом прошлого года. Объемы продаж выросли на 25%, и достигли 19,4 млрд. евро. Этому способствовала успешная интеграция бизнеса компании Cognis, приобретенного BASF в декабре 2010 года. Землетрясение в Японии и его последствия, а также напряженная политическая обстановка в Северной Африке пока что не оказали значимого влияния на деятельность BASF.

·   Значительное увеличение продаж (+25%) и показателя EBIT до учета специальных статей (+40%) по сравнению с показателями предыдущего года

·   Интеграция бизнеса компании Cognis осуществляется ускоренными темпами

·   Эксперты подтверждают свои прогнозы на 2011 год в целом

«Несмотря на значительное удорожание сырьевых материалов, наша операционная прибыль (до учета специальных статей) выросла на 40% – до 2,7 млрд. евро», - сказал д-р Юрген Хамбрехт, председатель Совета директоров BASF SE, выступая на ежегодном собрании акционеров BASF в конгресс-центре Rosengarten (г. Мангейм, Германия). По завершении этого собрания д-р Юрген Хамбрехт и д-р Джон Фельдманн выйдут из состава руководящего органа, а новым председателем Совета директоров концерна BASF станет д-р Курт Бок.

 

Рост продаж по сравнению с 1 кварталом 2010 года отмечен практически во всех сегментах. События в Ливии привели к приостановке работы на нефтяных месторождениях в конце февраля 2011 г., что стало причиной уменьшения объёмов нефтедобычи в сегменте нефти и газа. В сегменте решений для сельского хозяйства было зафиксировано небольшое снижение цен, тогда как во всех остальных подразделениях цены выросли.

 

Величина прибыли от основной деятельности (EBIT) равнялась 2,6 млрд. евро (+39% к уровню 1 кв. 2010 года). Показатель EBITDA вырос на 738 млн. евро, достигнув отметки в 3,4 млрд. евро. Маржа EBITDA увеличилась до 17,4% (для сравнения: в первом квартале 2010 года – 17,0%).

 

Доход от финансовой деятельности составил 830 млн. евро, что лучше показателя за аналогичный период прошлого года, равнявшегося 910 млн. евро. Это связано, в частности, с получением 887 млн. евро за продажу доли BASF в капитале компании K+S Aktiengesellschaft. В целом, сумма специальных статей в величине прибыли (до налогообложения и выплат миноритарным акционерам) составила 705 млн. евро.

 

По итогам первого квартала 2011 г. прибыль до налогообложения и выплат миноритарным акционерам увеличилась на 1,6 млрд. евро – до 3,4 млрд. евро. Налоговая ставка равнялась 24,7%, что уступает уровню годичной давности. Основной причиной этого стало уменьшение доли поступлений от сегмента нефти и газа, которые облагаются налогами по наиболее высоким ставкам.

 

Чистая прибыль выросла на 1,4 млрд. евро – до 2,4 млрд. евро. Величина прибыли в расчете на одну акцию составила 2,62 евро (для сравнения: в 1 кв. 2010 года – 1,12 евро). С учётом корректировок на специальные статьи и амортизацию нематериальных активов данный показатель равен 1,94 евро (против 1,32 евро год тому назад).

 

В конце первого квартала 2011 г. стоимость акций BASF находилась на отметке 61,03 евро, что на 2,2% превышает цену закрытия в последний биржевой день 2010 года. Таким образом, по динамике котировок акции BASF немного "обогнали" немецкий фондовый индекс DAX 30, который за квартал "прибавил" 1,8%.

 

Совет директоров и Наблюдательный совет концерна BASF предложили общему собранию акционеров утвердить выплату дивидендов за 2010 финансовый год в размере 2,20 евро на одну акцию. В этой связи д-р Хамбрехт констатировал следующее: «Мы неуклонно придерживаемся амбициозной политики в отношении дивидендов, и планируем выплатить нашим акционерам в общей сложности около 2 млрд. евро. Мы стремимся ежегодно либо увеличивать размер дивидендов, либо (по меньшей мере) сохранять его на предшествующем уровне». С учетом котировок акций BASF по состоянию на конец 2010 года, их доходность оказалась достаточно высокой, и составила 3,7%.

 

Прогноз на 2011 год в целом

При составлении прогноза эксперты исходили из того, что в 2011 году у BASF не будет возможности возобновить добычу нефти в Ливии. Кроме того, изменились ожидания в отношении среднегодовой стоимости «черного золота»: предыдущий прогноз в 90 долл. США за баррель пересмотрен в сторону увеличения – до 100 долл. США за баррель.

 

Несмотря на сокращение объёмов нефтедобычи, эксперты Группы BASF прогнозируют значительное увеличение продаж по итогам 2011 года. По оценкам, приостановка деятельности в Ливии приведёт к тому, что сумма не подлежащих компенсации налогов на добычу нефти уменьшится примерно на 700 млн. евро, и может составить около 280 млн. евро по сравнению с 983 млн. евро в 2010 году.

 

«С учетом корректировки на не подлежащее компенсации налогообложение, мы по-прежнему ставим перед собой задачу существенно превысить достигнутый в 2010 г. рекордный показатель операционной прибыли до учета специальных статей. Предполагается, что по итогам 2011 года мы снова сумеем получить высокий доход на вложенный капитал», - отметил Юрген Хамбрехт.

Увеличение продаж и прибылей во всех сегментах

В сегменте химикатов отмечен значительный рост продаж по всем подразделениям. Это обусловлено существенным повышением цен практически на все группы продукции, увеличением объёмов реализации, а также позитивным эффектом от колебаний курсов валют. Показатели прибыли пошли резко вверх по сравнению с уровнем первого квартала прошлого года, что связано как с хорошей маржой (в частности, в цепочке создания добавленной стоимости для продуктов на основе акриловой кислоты), так и с более высокими коэффициентами загрузки производственного оборудования.

 

В сегменте пластмасс наблюдалось явное оживление спроса на весь ассортимент продукции. Соответственно, по сравнению с 1 кварталом 2010 г. выросли и продажи (в первую очередь – за счёт увеличения объёмов). С учетом ограниченности предложений по отдельным наименованиям продуктов, возросшие затраты на сырьё в значительной степени удалось «переложить» на рынок (особенно это касается продукции подразделения специальных полимеров). Увеличение объёмов продаж обусловило резкий рост прибылей.

 

Продажи в сегменте специальных продуктов также намного превысили показатели годичной давности. Существенная доля прироста продаж была достигнута благодаря приобретению бизнеса компании Cognis. Увеличение объёмов реализации и повышение цен на продукцию (в связи с подорожанием сырья) стали дополнительными факторами, повлиявшими на итоги деятельности данного сегмента. Повышение показателей прибыли было связано с приобретением бизнеса Cognis, с синергетическим эффектом от интеграции компании Ciba, а также с успешным обновлением позиционирования объединенного бизнеса.

 

В сегменте функциональных решений отмечен значительный рост продаж – как в объёмных, так и в стоимостных показателях. Этому способствовала, в частности, активизация спроса со стороны заказчиков, представляющих автомобилестроительную отрасль. Ситуация на некоторых развивающихся рынках (в странах Азии, Южной Америки и Восточной Европы) вызвала оживление деятельности компаний - заказчиков BASF, специализирующихся в области промышленного и гражданского строительства. Подорожание драгоценных металлов также внесло свой вклад в увеличение продаж. Существенное улучшение показателей прибыли во многом было достигнуто благодаря высоким результатам в подразделении катализаторов.

 

В сегменте решений для сельского хозяйства старт года оказался весьма успешным. Почти по всем регионам и группам продуктов отмечено увеличение объёмов продаж. Благоприятные погодные условия (как в Северном полушарии, так и в Южной Америке) способствовали активному спросу на продукцию BASF. Несмотря на жесткую конкуренцию, достигнутые по итогам 1 кв. 2010 г. высокие показатели продаж оказались превышены; зафиксирован и некоторый прирост показателей прибыли.

 

Обострение внутриполитической ситуации в Ливии привело к тому, что в конце февраля 2011 года добыча нефти на территории этой страны была приостановлена. Тем не менее, продажи в сегменте нефти и газа несколько превысили уровень первого квартала 2010 года. Негативный «ливийский фактор» был компенсирован высокими ценами на энергоносители. На результатах деятельности подразделения торговли природным газом отразился "запаздывающий" отрицательный эффект, повлиявший на величину прибыли. Однако в целом показатели прибыли значительно улучшились благодаря повышению цен.

 

Что касается подразделений, объединённых в группу "Прочие", то здесь наблюдался существенный рост продаж – прежде всего, по причине подорожания продуктов на основе стирола (здесь отмечен и заметный прирост прибыли), а также за счет подразделения по торговле сырьевыми материалами. В целом, показатели прибыльности данной группы подразделений несколько превысили уровень первого квартала прошлого года.

 

Двузначный (в процентном исчислении) рост прибылей по всем регионам

Продажи по местонахождению компаний в Европе выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 24 процента. Спрос на химическую продукцию оставался высоким; существенный вклад сегмента специальных продуктов в увеличение продаж был обусловлен присоединением бизнеса компании Cognis. Сегмент решений для сельского хозяйства взял успешный старт в очередном посевном периоде. Увеличение объёмов реализации и повышение цен привели к тому, что операционная прибыль (до учета специальных статей) выросла на 581 млн. евро – до 1.832 млн. евро, что намного превосходит показатели 1 кв. 2010 года.

 

Продажи по местонахождению компаний в Северной Америке увеличились на 21% (в долларах США), что соответствует +22% в пересчете на евро. Бизнес в сегменте химикатов развивался успешно. В нескольких подразделениях (нефтехимические продукты, специальные полимеры, катализаторы) цены на продукцию пошли вверх, что было обусловлено подорожанием сырья. В сегменте решений для сельского хозяйства продажи оказались выше по сравнению с прошлогодним первым кварталом; это особенно касается фунгицидных продуктов. Прибыль выросла до 393 млн. евро (+64 млн. евро к уровню 1 кв. 2010 г.). Сегмент функциональных решений внёс заметный вклад в повышение прибыли – благодаря более активному спросу со стороны заказчиков из автомобилестроительной отрасли.

 

В Азиатско-Тихоокеанском регионе продажи выросли на 28% (в местной валюте), что соответствует +33% в пересчете на евро. В сегменте химикатов объёмы продаж увеличились, благодаря чему повышенные затраты на сырьё удалось в значительной степени «переложить» на рынок. Активизация продаж коснулась и сегмента специальных продуктов, что было связано, главным образом, с присоединением бизнеса Cognis. Повышение цен и объемов реализации благоприятно отразилось на величине прибыли, которая составила 416 млн. евро (+106 млн. евро к уровню первого квартала 2010 года).

 

Продажи по местонахождению компаний в странах Южной Америки, Африки и Ближнего Востока за год увеличились на 20% в местной валюте (+25% в пересчете на евро). Подразделения катализаторов и покрытий продемонстрировали уверенный рост продаж – как за счет повышения цен, так и благодаря оживлению спроса со стороны автомобилестроительных компаний. Прибыль увеличилась на 27 млн. евро и составила 91 млн. евро. Продолжалось успешное развитие бизнеса в подразделении средств защиты растений (BASF Crop Protection). В сегменте нефти и газа повышение прибыли было обусловлено увеличением цен на энергоносители.  

 

www.newchemistry.ru