ЛОГИСТИКА ЭКСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ ТУРКМЕНИСТАНА


Туркменистан стремительно наращивает экспорт нефтепродуктов, прежде всего мазута, дизельного топлива и бензинов, а также сжиженных газов.

Часть этого потока устремится к российским портам и внутренним водным путям, что создаст дополнительные возможности как для стивидорного  и судоходного бизнеса в Каспийском регионе, так и для судостроителей.

Шелковый путь станет нефтяным

Аналитики прогнозируют рост добычи и переработки нефти в Туркменистане и, соответственно, экспорта нефти и нефтепродуктов из этой страны. Так, прогноз на добычу нефти к 2015 году составляет 15-16 млн тонн, что почти на 50% выше прогноза объема добычи по итогам 2010 года, а к 2020 году – 20-21 млн тонн.

Ожидаемый объем экспорта нефти к 2015 году составляет 6-7 млн тонн, к 2020 году – 9-10 млн тонн. По итогам 2010 года ожидается выход на объем экспорта нефти в 2,5 млн тонн, то есть за 9-10 лет прогнозируется его четырехкратный рост.

В настоящее время в Туркменистане работает два нефтеперерабатывающих завода максимальной мощностью 15 млн тонн в год, экспорт нефтепродуктов растет. В том числе, по итогам 2010 года планируется выйти на показатель экспорта дизельного топлива в 1,35 млн тонн, мазута – более 1,4 млн тонн, бензинов – порядка 800 тыс. тонн, керосина и прямогонного бензина – примерно по 400 тыс. тонн, полипропилена – 450 тыс. тонн.

Часть этого потока может идти через водные пути России в регионы Черного и Средиземного морей. Туркменская нефть транспортируется в Иран для внутреннего потребления и в регион Аманского залива через иранский порт Нека (900 тыс. тонн по данным на январь-июнь 2010 года), однако после введения эмбарго на поставки в Иран летом 2010 года, большая часть этого объема ушла в порты Баку (Грузия) и Махачкала (Россия). От Махачкалы туркменская нефть поступает по трубопроводу в Новороссийск. За январь-ноябрь 2010 года общий грузооборот наливных грузов в порту Махачкала составил 3,664 млн тонн.

Что касается нефтепродуктов, то в Махачкалу и Баку из порта Туркменбаши они поставляются танкерами или паромами, далее идут железной дорогой в порты Балтийского моря или в южные порты Новороссийск, Кавказ, Ейск, Туапсе (Россия) и Феодосия (Украина).  Кроме того, из Туркменбаши нефтепродукты идут танкерами река-море через Астрахань, по внутренним водным путям к Азовскому морю и далее в черноморские порты Румынии, Болгарии и Турции.

При этом пропускную способность нефтеналивного терминала в порту Туркменбаши планируется к 2012 году расширить до 12 млн тонн в год.

Помимо нефти и нефтепродуктов, из Туркменистана в Россию паромами вывозятся сжиженные газы. Отметим, что паромное сообщение между Махачкалой и Туркменбаши организовано с 2006 года. Первоначально планировалась работа четырех паромов, однако из-за неготовности инфраструктуры в порту Махачкала (только один причал, отсутствие отдельных подъездных и сортировочных путей) пришлось продать два парома, и в настоящее время на линии работают паромы «Махачкала-1» и «Махачкала-2», средняя загрузка на кругорейс которых растет.

Дары Солнцеподобного

Перспективы роста грузопотока нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов из Туркменистана создают дополнительные возможности для развития российских портов Каспия, судоходных компаний и судостроительных предприятий. Дело в том, что судостроительные мощности Туркменистана, Азербайджана и Казахстана не позволяют построить необходимый тоннаж, а с принятием в России закона
о поддержке судостроения и судоходства, российские судоходные и судостроительные предприятия получат дополнительные стимулы и преимущества для создания танкерного флота.

Отметим, что уже сейчас некоторые российские судовладельцы разместили заказы на строительство серий новых танкеров "река-море". Это, во многом, вызвано устареванием действующего российского танкерного флота и вступлением с 2015 года международных требований к конструкции танкеров (двойной корпус с определенными характеристиками), а также диверсификацией бизнеса.

В частности, «Московское речное пароходство» (МРП) заказало строительство трех танкеров «река-море» дедвейтом 6,6 тыс. тонн проекта RST-25 на судостроительном предприятии ООО «Верфь братьев Нобель» (Рыбинск, Ярославская область). Как ранее сообщал генеральный директор МРП Константин Анисимов, новые танкеры будут использоваться также в Каспийском, Черном и Средиземном морях в зимнее время. Кроме того, нефтеналивные танкеры, в том числе для Туркмении и Казахстана, строит завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород).

Активно на рынке перевозок из Туркменистана нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов работает группа «Сафинат», обладающая нефтеналивным флотом из 6 танкеров, а также 1 специализированным судном для перевозки сжиженного газа (не учитывая сухогрузов). Группа также владеет пока единственным на юге России терминалом сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк. При этом компания имеет обширную судостроительную программу и планы создания в России собственных судостроительных мощностей.

Помимо терминала СУГ группы «Сафинат», в южном бассейне должен появиться еще один терминал ЗАО «Таманьнефтегаз», завершение строительства первой очереди которого предполагается в феврале 2011 года. Первая очередь строительства включает перегрузочный комплекс СУГ производительностью 1 млн тонн в год (в том числе, пропана 750 тыс. тонн, бутана 250 тыс. тонн); перегрузочный комплекс нефти производительностью 5 млн тонн нефти в год (10 резервуаров по 40 тыс. куб. м и две сливные эстакады на 72 цистерны каждая); морскую эстакаду с двумя причалами СУГ и двумя причалами для погрузки нефти.

Что касается зарубежных нефтеналивных терминалов, работающих, в том числе с туркменскими грузами, то и там существуют обширные программы развития. Так, проектная мощность терминала Дюбенды (Азербайджан) составляет 12 млн тонн (в настоящее время 1,5 млн тонн), Сангачал (Азербайджан) – 34 млн тонн к 2012 году (связан с проектом трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан»), терминал сжиженного газа Киянлы (Туркменистан) – 200 тыс. тонн. Увеличение пропускной способности предполагается и в иранских портах, однако их развитие ограничивается международными санкциями и общей нестабильной международной ситуацией вокруг этого государства.

Основным конкурентом маршрутов, связанных с Россией, в Каспийском регионе является проект коридора Европа – Кавказ – Азия (ТРАСЕКА), принятый на конференции в Брюсселе в мае 1993 года, в которой принимали участие министры торговли и транспорта из восьми стран ТРАСЕКА (пять республик Центральной Азии, в т.ч Республика Казахстан и три Кавказские республики). В этих странах проводится программа Европейского Союза по оказанию технической помощи для развития транспортного коридора Запад-Восток из Европы, вдоль Черного моря, через Кавказ и Каспийское море в Центральную Азию.
 
 

 

С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков  «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». 

 

Виталий Чернов.

Портньюс