БИОЭТАНОЛ: ближние и далекие перспективы


После длительных исследований и внедрения биотоплива в производство стало четко понятно, что биологическое топливо не в состоянии в полной мере заменить нефть, однако факт уменьшения ее использования является безоговорочным.


В мире существуют определенные противоречия между основными игроками на рынке моторных топлив – нефтяными компаниями и производителями биотоплив, которые являются основными конкурентами в борьбе за прибыль. Операции с нефтью можно отнести к конкретному сектору мировой экономики, где основным фактором являются не столько рыночные рычаги, сколько поли­тические решения на государственном или международном уровнях. Поэтому, как показал опыт стран ЕС и американского континента, вопрос замены нефти на биотопливо (в частности, на био­этанол) является вполне политическим вопросом, решение которого зависит от государственной политики. Конкретным примером такой политики в последнее время являются США.

 

Мировое производство этанола в 2008 году составляло более 17 млрд галлонов (51,48 млн тонн), количество заводов по его производству на 1 марта 2009 года в мире – 572, из которых 30% – это заводы США.

 

Анализ американского  рынка бензина и биоэтанола

 

Нефть занимает око­ло 40% в топливно-энергетическом ба­лансе США. За счет собственной добычи удовлетворяется око­ло 38,6% суммарного потребления не­фти. Только Министерством обороны США на протяжении последних лет ежедневно потребляется около 400 тыс. баррелей нефтепродуктов (для сравне­ния: Польша потребляет 450 тыс. бар­релей нефтепродуктов в день).

 

Выполнять программу уменьшения потребления нефти президент США Барак Обама предлагает за счет увели­чения потребления этанола. Американское производство этанола – 9 млрд галлонов (27 млн тонн) в 2008 году – сделало его самым большим производителем в мире, отмечается в информации RFA. В то же время американский им­порт этого сырья подскочил до 600 млн галлонов в 2008 году по сравнению со 435,2 млн галлонов в 2007 году.

 

Совместное исследование, прове­денное лабораторией Sandia National Laboratories и корпорацией General Motors, показало, что к 2030 году треть автомобильного бензина, использу­емого в США, будет заменена био­топливом. В настоящее время около 7 миллионов автомобилей на американ­ских дорогах разработаны с учетом ис­пользования 10%-ной смеси этанола. Однако эти авто представляют только 3% от 220 миллионов транспортных средств на дороге. RFA (Rrenewable Fuels Association) заявляет о потреб­ности в инвестициях в так называемые насосы блендера, которые смешивают этанол и бензин на АЗС для увеличе­ния потребления E85 (85% этанола и 15% бензина).

 

Сегодня приблизительно 1900 авто­заправок по всей стране торгует топли­вом E85. Общее потребление этанола в 2008 году составило 28,52 млн тонн. Всего в США автомобильное топливо продают около 170 тыс. заправочных станций, а ежегодное потребление бензина на протяжении 2006-2008 гг. составило 336-342 млн тонн.

 

Работая с автомобилестроителями, федеральным правительством и други­ми заинтересованными лицами, феде­ральная часть на использовании этано­ла может быть изменена, утверждают в RFA. Будет ли это 13%, 15% или 20%, увеличивая объем этанола, смешан­ного в каждый галлон бензина, очень важно по отношению к будущему промышленности этанола Америки.

 

Другой способ увеличить потребле­ние этанола – расширять производс­тво гибко-топливных транспортных средств (FFVs), выпуск которых за пос­ледние 10 лет значительно увеличился. Начиная с 1998 года, число авто с FFVs на дорогах Америки повысилось от 171 тыс. до 7 миллионов. С марта 2006 года компании Chrysler LLC, General Motors Corp. и Ford Motor Co. обяза­лись к 2012 году выпускать 50% своих автомобилей с FFVs.

 

То, что предлагает Обама, можно назвать энергетической революцией в США, заявил исполнительный ди­ректор Международного энергетичес­кого агентства (МЕА) Нобуо Танака. Однако, по словам некоторых анали­тиков, этот план может привести и к банкротству НПЗ в США и Европе. А бензин и так сейчас покупают мень­ше: крупнейшие нефтяные компании США объявили, что закрывают неко­торые заводы на квартал из-за падения спроса. С другой стороны, американ­ская администрация по дорогам сооб­щила, что в январе текущего года аме­риканцы проехали на 7 млрд миль (11 млрд 263 млн км), или на 3,1% меньше, чем в январе 2008 года. Это значит, что каждый автомобиль США в январе проехал на 51 км меньше, чем в январе 2008 года.

 

Принятый Конгрессом США (US Congress) в 2007 году Закон об Энер­гетической Независимости и Безопас­ности (Energy Independence and Security Act), в частности, предусматривает до­ведение производства этанола до уров­ня 36 млрд галлонов в год. В докладе указывается, что к 2030 году в США бу­дет возможно производить до 90 млрд галлонов (1 галлон = 3,78 л) этанола в год. 75 млрд галлонов будут произво­диться из непродовольственных видов растений (например, из опилок или некоторых видов масличных культур), 15 млрд – из пищевой кукурузы.

 

По прогнозу Министерства Энер­гетики США (Department of Energy), это теоретически делает возможным отказ от использования 60 млрд. галло­нов традиционного бензина. К этому времени американцы будут сжигать до 180 млрд. галлонов автомобильного го­рючего. При этом производство столь значительных объемов биотоплива не потребует кардинальных изменений в экономике и сельском хозяйстве стра­ны.

 

Год назад этанол, казалось, был топ­ливом транспорта будущего. Конгресс США постановил удвоить использо­вание этанола с зерна до 15 млрд. гал­лонов в 2015 году. Тем временем, с це­нами на бензин, взлетающими наряду со стоимостью барреля нефти, НПЗ желали смешивать более дешевый эта­нол с бензином, чтобы покрыть затра­ты на производство топлива. В июне 2008 года цена 1 литра бензина в США составляла 1,05 долл., за литр этанола – 0,74 долл.; в Бразилии литр этанола стоил 0,52 долл., в Европе (Роттердам) – 0,89 долл. США. В декабре 2008 года стоимость 1 лит­ра этанола составляла: в США – 0,43 долл. (бензин – 0,55 долл.), в Бразилии – 0,4 долл., в Европе – 0,72 долл. (бен­зин – 1,5 долл.).

Но теперь резко падающая экономи­ка уменьшила потребление бензина, и цены на АЗС резко упали, давая произ­водителям данного топлива небольшой стимул использовать больше этанола, что они обязаны использовать.

 

Так, по состоянию на 26 марта 2009 года, цены составляли: в США – эта­нол = 0,42 долл./литр, бензин = 0,52 долл./литр; в Бразилии – этанол = 0,373 долл./литр, бензин = 0,85 долл./литр; в Европе (Роттердам) – этанол = 0,615 долл./литр, бензин = 1,66 долл./литр.

Мировое производство этанола в 2008 году составляло более 17 млрд галлонов (51,48 млн тонн), количество заводов по его производству на 1 марта 2009 года в мире – 572, из которых 30% – это заводы США.

 

Администрация президента США настаивает на сохранении ввозной пошлины на иностранный этанол, прибывающий в страну. Так, в насто­ящее время пошлина составляет 0,54 долл./ галлон (0,14 долл./ литр). То есть после уплаты пошлины импор­тный этанол все еще может эффек­тивно конкурировать на рынке США. Себестоимость бразильского этанола (около 0,19 долларов США за литр) делает его использование экономи­чески выгодным. Нефтяные компа­нии при применении этанола пресле­дуют свои интересы, поэтому в ряде стран им оказывает поддержку госу­дарство. А согласно мнению специа­листов ExxonMobil, целесообразным производство биотоплива может стать только при цене нефти 70 долларов за баррель (для стран ЕС – 80 долларов за баррель).

 

Кстати, данные бразильских ученых и расчетов наших аналитиков совпада­ют: биоэтанол становится рентабель­ным тогда, когда стоимость нефти со­ставляет выше 30 долларов за баррель (эти данные соответствуют ценовой политике Бразилии, но в определен­ной мере это можно применить и к Ка­захстану).

 

Важнейшей тенденцией развития мирового рынка бензина и биоэтанола является процесс поглощения нефтя­ными компаниями производителей этанола. Наибольшая независимая нефтеперерабатывающая компания США Valero Energy Co., владеющая 15 НПЗ с суммарной мощностью пе­реработки 3,105 млн баррелей нефти в день, что составляет около 10% всех НПЗ страны, объявила о покупке семи заводов этанола VeraSun Energy за 477 млн долларов. Таким образом, даже в условиях падения потребления бензина инвестируется промышлен­ность биотоплива.

 

VeraSun Energy – это второй по ве­личине национальный производитель этанола после Archer Daniels Midland Co., он владеет 12 заводами, произво­дящими 1,141 млрд. галлонов этанола в год. Компания сейчас проходит про­цедуру банкротства, начавшуюся про­шлой осенью. Покупка Valero Energy Co. этанольных заводов свидетель-ствует о поддержке этанольной про­мышленности в США.

 

Анализ европейского рынка бензина и биоэтанола

 

В странах Евросоюза пошлина на импорт этанола составляет 0,19 Евро/литр. Кроме того, с 2008 года ЕС ввел беспошлинный ввоз этанола со стран Африканского и Карибского регионов. В ЕС проблема биотоплива вооб­ще и биоэтанола в частности лежит в русле главной стратегии европейцев – сохранение экологии и борьбы с гло­бальным потеплением планеты, что в значительной степени базируется на отказе от нефти и газа и переходе на новые возобновляемые виды топлива, в том числе и моторное. В этом контек­сте основное внимание уделяется био­дизелю (около 6 млн тонн), поскольку в структуре моторного топлива дизель занимает около 63%. Так, по данным EU FAS posts, в 2008 году страны ЕС использовали 114,55 млн тонн бензина и 188,23 млн тонн дизеля.

 

В 2007 году объем производства био­этанола в ЕС достиг максимального показателя и составил 2,2 млрд лит­ров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в ЕС с 2002 по 2007 год со­ставил 35,1%. Доля ЕС в мировом объ­еме производства биоэтанола в 2007 году – 4,4%.

 

В целом Евросоюз значительно ус­тупает США и Бразилии по объемам производства биоэтанола. Следует за­метить, что, несмотря на прогресс в об­ласти производства этого продукта, его доля в моторном топливе еще крайне мала и составляет чуть больше 1%.

По состоянию на 1 января 2007 года в мире работало 743 НПЗ общей произ­водительностью 4062,6 млн тонн нефти в год. Наиболее четко прослеживается конкуренция между линиями развития нефтепереработки Северной Америки (154 НПЗ в США) и Западной Европы (114 НПЗ в ЕС).

 

Поскольку биоэтанол используется как добавка к бензинам или как ком­понент для производства ЕТВЕ (этил-трет-бутиловый эфир) – высокоокта­новой добавки к бензинам, для более полного понимания технологии про­изводства бензинов приведем приме­ры компаундирования бензинов. Компонентный состав американ-ского бензинового фонда (реформули­рованный бензин) в начале 2007 года был таким: бензин каталитического крекинга – 34%, бензин риформинга – 28%, алкилат – 12%, изомеризат – 4%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ и др.) – 15%, прочие – 7%.

 

Компонентный состав европейского бензина включал в себя: бензин каталитического крекинга – 30%, бензин риформинга – 50%, алкилат – 5%, изомеризат – 8%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) – 7%. Среди европейских НПЗ наиболее удачный компонентный состав бензи­нов в Германии: бензин каталитичес­кого крекинга и риформат – 73,4%, алкилат – 5,1%, изомеризат – 16,2%, добавки – (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) – 5,3%.

 

По состоянию на 19 марта 2009 года в странах ЕС работало около 50 заво­дов, производящих топливный этанол, при том что общее количество пред­приятий общей производительнос­тью 26,879 млрд галлонов (80,273 млн тонн) – 572. Количество заводов по производству биодизеля общей произ­водительностью 20,169 млрд галлонов (67,178 млн тонн) – 456.

Ежегодное потребление бензина в странах ЕС на протяжении последних 3-х лет составляет 112-115 млн тонн, в то же время потребление этанола при производстве бензинов составляло около 2,7 млн тонн в 2008 году.

 

Крупными европейскими произво­дителями топливного этанола являют­ся следующие компании:

– Abengoa Bioenergy (Испания) – производительность 510 млн литров в год;

– Sauter (Германия) – производи­тельность 310 млн литров в год;

– Sudzucker (Германия) – произво­дительность 260 млн литров в год;

– Cristal Union (Франция) – произ­водительность 120 млн литров в год;

– Sekab (Швеция) – производитель­ность 100 млн литров в год.

В разных странах действуют следую­щие государственные программы при­менения этанола на транспорте (см. таблицу):

 

Экологические аспекты

 

Биоэтанол как топливо нейтрален в качестве источника парниковых га­зов. Он обладает нулевым балансом диоксида углерода, поскольку при его производстве путем брожения и после­дующем сгорании выделяется столько же CO2, сколько до этого было связано из атмосферы использованными для его производства растениями.

Например, только применение эта­нола в США в 2006 году позволило сократить выбросы около 8 млн тонн парниковых газов (в СО2 эквиваленте), что примерно равно годовым выхло­пам 1,21 млн автомобилей.

 

Профильные министры 27 стран-членов Евросоюза в Брюсселе достиг­ли «политического соглашения» в от­ношении предложения Еврокомиссии об увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структу­ре энергопотребления в ЕС, сообщает еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс.

 

Исполнительная власть ЕС предло­жила членам этой региональной ор­ганизации довести к 2020 году до 20% долю возобновляемых источников энергии, сократить на 20% к уровню

1990 года объемы вредных выбросов в атмосферу и на 20% снизить общие энергозатраты.

Так называемый план «20-20-20» предусматривает также постепенный переход странами ЕС с 2013 года на систему продажи квот на выбросы СО2, и в этой связи он сталкивается с оппозицией со стороны членов ЕС, чьи экономики зависят от угля, в пер­вую очередь – Польши.

 

 

Биоэтанол в Китае

 

Первые партии биоэтанола в Китае были выпущены в конце 2003 года, и всего за три года страна сумела войти в четверку крупнейших производителей топливного этанола в мире.

В 2007 году объем производства био­этанола в Китае достиг максимального показателя и составил 1,8 млрд литров (1,44 млн тонн). Совокупный средне­годовой темп роста (CAGR) объемов производства данного вида топлива в Китае с 2003 по 2007 год составил 124,2%. Доля КНР в мировом объ­еме производства биоэтанола в 2007 году составила 3,7%. Внешнеторговых операций с биоэтанолом отмечено не было.

 

В 2007 году здесь насчитывалось шесть производителей биоэтанола, крупнейшим из которых является ком­пания Jilin Fuel Ethanol Co. (мощность 600 тыс. тонн). В Китае биоэтанол производят из пшеницы, риса, маниоки (кассава) и сахарного сорго.

 

Россия и Казахстан:  перспективы развития  биоэтанола

 

По состоянию на 1 января 2008 года, в России не было отмечено произ­водства топливного этанола. Импорта и экспорта биоэтанола также не было отмечено, поскольку в товарной но­менклатуре ВЭД не определены коды товаров, соответствующие различным видам биотоплива. Согласно действу­ющему законодательству, биоэтанол и топливные смеси с этиловым спиртом являются подакцизными товарами, что в значительной мере влияет на раз­витие внутреннего рынка.

 

Согласно разным источникам, в Рос­сии существует порядка десяти проек­тов строительства заводов по произ­водству биоэтанола, но только один проект (ГК «Титан», Омская область) находится в действии. Кроме того, многие эксперты полагают, что лю­бой российский завод по производс­тву пищевого этилового спирта легко переориентировать на производство биоэтанола. При этом издержки про­изводства (без учета акцизных сбо­ров), составят 9-10 рублей за литр, что даже ниже издержек при производстве пищевого этилового спирта, т.к. нет необходимости использовать оборудо­вание для очистки спирта. Другие эк­сперты более прагматичны и считают, что только заводы с мощностью более 140 тыс. дал спирта могут легко пере­ориентировать свои поточные линии. Они также отмечают, что переориента­ция потребует значительных инвести­ций в технологии.

 

Высокий акцизный налог на эти­ловый спирт (23,5 рубля за литр) ог­раничивает производство биоэтано­ла для внутреннего рынка. В России биоэтанол классифицирован в общей категории «Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)» и не рассматривается законодатель­ством как продут специфического назначения. В краткосрочной перс­пективе в стране ожидаются измене­ния законодательства в отношении биотоплива. Сейчас в России начинает изменяться законодательная база: при­нимается полный перечень законода­тельных актов для того чтобы этанол стал отдельным продуктом именно как топливная составляющая. При этом здесь появилось то, чего не было ранее – намерение использовать биотопливо на внутреннем рынке. Сейчас в РФ на государственном уровне разрабатыва­ются стандарты бензинов с добавлени­ем биоэтанола.

 

Государство намерено квотировать пищевое сырье для переработки в био­топливо в Казахстане. Об этом говори­лось в ходе презентации законопроек­та «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива» в рамках Круглого стола по обсуждению законопроекта в парламенте РК, сооб­щает пресс-служба вице-премьер-ми­нистра сельского хозяйства РК.

 

В рамках данного законопроекта предусмотрены механизмы госрегу­лирования производства и оборота биотоплива в республике посредством определения предельных объемов про­изводственных мощностей по получе­нию биотоплива, установления квот на пищевое сырье, используемое для пос­ледующей переработки в биотопливо и осуществления госконтроля в области оборота биотоплива.

 

В Северо-Казахстанской области (пос. Тайынша) открыт первый в СНГ завод по производству биоэтанола – «Биохим». Тем самым Группа ком­паний «Титан» (г. Омск) положила на­чало долгосрочной программе по про­изводству альтернативного топлива на основе возобновляемых природных источников энергии. Объем инвести­ций в строительство предприятия со­ставил около 100 млн долл.

 

Биоэтанол планируется вырабаты­вать методом глубокой переработки пшеницы 3 и 4 класса сортов, которая выращивается на севере Казахстана. Предполагаемые объемы производства составят 57 тыс. тонн/год. Получен­ный продукт предполагается исполь­зовать в качестве добавки к высокоок­тановым бензинам, а также поставлять на экспорт. Однако, согласно информации не­которых источников, реализации дан­ного проекта препятствуют существен­ные проблемы, связанные с качеством оборудования, поставленного из Ки­тая.

 

Биоэтанол в Украине

 

Производство биологических видов топлива является приоритетным на­правлением в мировой нефтеперера­ботке. Украина, к сожалению, значи­тельно отстает в этой области от стран Европейского Союза. Основными причинами этого являются:

– несовершенство отечественной нормативно-правовой базы в сфере регулирования производства биотоп­лива, а также ее несоответствие евро­пейским стандартам;

– отсутствие эффективных струк­тур, которые бы развивали и коорди­нировали рынок биотоплива;

– лобби определенных финансово-промышленных групп в парламенте, непрофессиональный подход к данной проблеме чиновников министерств и ведомств.

 

В течение десяти лет со времени принятия первой программы «Этанол» и до сегодняшнего дня в Украине не производятся бензины с содержанием биоэтанола или этил-трет-бутилового эфира. Исключением является бензин БИО-100, которым торгуют на АЗС, имеющим бренд «ESBT».

 

Если рассматривать примеры про­изводства биотоплива в Европе, то це­лесообразно отметить, что в восточно-европейских странах (Польша, Чехия и др.) такие проекты организовывались вместе с нефтеперерабатывающими заводами, которые и были потребите­лями биоэтанола и биодизеля. То есть нефтяники и спиртовики были союз­никами. Так, к примеру, на польском заводе Glimar в г. Горлице еще в начале 2000 года были установлены высоко­молекулярное оборудование и произ­веденный абсолютированный спирт (99,6% этанола) прямо на НПЗ добав­лялся к бензину. К сожалению, в Укра­ине наблюдается обратное: биоэтанол лоббируют спиртовики (некоторые чиновники, несколько компаний), а нефтяники – категорические их про­тивники.

 

Одним из отрицательных факторов, на котором акцентируют внимание НПЗ, является вопрос нестабильности углеродно-спиртовой смеси. При по­падании влаги в бензины с этанолом происходит так называемый эффект расслоения. Учитывая эту проблему, в 2004 году была разработана и прошла испытания на НПЗ Украины, Поль­ши и Румынии добавка к бензинам «САД». Указанная добавка, произве­денная на основе биоэтанола (60%), работала стабильно при содержании влаги в смеси до 0,5%. Первые партии товарного бензина, произведенного с добавкой «САД», были реализованы на рынке Украины.

 

Вторым важным фактором, который препятствовал внедрению биоэтанола, является его цена. Согласно расчетам наших экспертов, сегодняшняя стои­мость литра украинского биоэтанола составляет 0,55 долл. США, бразиль­ского – 0,373 долл. США, американ­ского – 0,417 долл. США (фьючерс­ные цены на сентябрь – 0,43 долл.), а цена литра этанола в Роттердаме (после оплаты налогов) – 0,615 долл. США. Главная проблема для спирто­виков – это понижение себестоимости производства этанола, и этот вопрос может решиться только за счет строи­тельства новых современных заводов со средней по мировым меркам произ­водительностью 100 тыс. тонн этанола в год и полным циклом использования сопутствующих продуктов.

 

Производством бензина с биоэта­нолом в Украине занимается ООО «Энергетические стратегии и биотех­нологии» (под собственным брендом ESBT) в Черновцах. В апреле 2008 года компания открыла АЗС. Сейчас пред­приятие продает биобензин (БИО-100) в Хмельницкой, Ивано-Франковской и Винницкой областях.

 

Украинская законодательная база по биотопливу существует лишь в за­родыше. Государственного стандарта (ДСТУ), регламентирующего состав и свойства бензинов на спиртовой ос­нове, до сих пор нет. Отсутствие Гос­стандарта на биотопливо — серьезная причина опасаться за качество БИО-100: ведь по сути производитель (он же и разработчик) топлива ни перед кем не отчитывается.

 

Компания «Корон Агро», входящая в холдинг «Барышевская зерновая компания», начала строительство пер­вого в Украине крупнейшего завода по производству биоэтанола стоимостью 110 млн Евро. Технологическое про­ектирование и поставку оборудования обеспечивает немецкая инжинирин­говая фирма GEA Wiegand. Мощности завода позволяют ежегодно выпускать 100 тыс. тонн биоэтанола и 104 тыс. тонн кормовой добавки для крупного рогатого скота, свиней и птицы (для этого будет перерабатываться 324 тыс. тонн кукурузы). Компания заявляет, что нашла рынки сбыта за рубежом, основные потребители – США (70%) и Евросоюз (30%).

 

Создание в Украине предприятий по выпуску биотоплива сдерживает от­сутствие внутреннего рынка сбыта, а также нормативно-правовой базы. Проект закона «О внесении изме­нений и дополнений до некоторых законодательных актов Украины о со­действии производству и потреблению биологических видов топлива» № 1114 принят лишь в первом чтении (он уста­навливает для производителей бензина следующие нормы применения биоэта­нола: в 2008 году – не менее 2%, в 2009 – более 3%, в 2010 – 5%, в 2011 – 10%). При этом законопроект не определяет механизм контроля над использовани­ем биоэтанола и биодизеля, поэтому даже в случае его принятия он будет носить рекомендательный характер. Кроме того, в кодах товарной номенк­латуры на бензины указаны нормы, не соответствующие реальным. К тому же закон не предусматривает эффектив­ных норм использования биотоплив.

 

Также не было проведено экономи­ческого анализа планируемого внут­реннего рынка биотоплива. Кстати говоря, в Украине до сих пор никто не использует европейскую форму­лу цены на нефтепродукты. Расчеты, приведенные в пояснительной за­писке, экономически не обоснованы. Проект указанного закона снова раз­рабатывался без мнения нефтяников, которым предстоит его выполнять.

 

«Укрспирт» недавно определил на­правления деятельности каждого из спиртзаводов. Пищевой этиловый спирт будут производить 39 предпри­ятий общей мощностью 30,773 млн дал в год. Заниматься выпуском биоэтано­ла и биотоплива будут восемь спиртза­водов общей мощностью 129,4 тыс. дал. в год (103520 тонн), а производством спирта-сырца для биоэтанола – 14 за­водов мощностью 10,347 тыс. дал.

 

Однако, по мнению аналитиков, данная программа не имеет перспек­тивы, как и все остальные программы развития биотоплива, поскольку ник­то из разработчиков не проводил сис­темного анализа создания внутреннего рынка и серьезной работы по выходу на мировые рынки.

 

Мировой и европейский рынок био­топлива развивается очень динамично. Учитывая то, что Украина владеет ог­ромным капиталом – землей, нужно строить новые современные заводы по производству биоэтанола, чтобы не стать сырьевым придатком к мировому рынку биотоплива.

 

Евгений Пущик