ПОФ ПЛЕНКИ: время выхода на рынок


ПОФ-пленки, появившись на российском рынке относительно недавно, сейчас стремительно завоевывают рынок, вытесняя некоторых своих конкурентов.


Производство термоусадочных ПОФ-пленок представляет собой довольно сложный технологический процесс, разработанный компанией Polytech (Италия) ещё в 80-е годы. Технология Bubble-Double позволяет получить многослойные пленки из полипропилена и полиэтилена, с ориентировкой молекул воль двух перпендикулярных осей. Этот процесс наделяет материал свойствами, позволяющими ПОФ-пленкам успешно конкурировать с другими видами полимерных пленок на рынке упаковочных материалов.

Основными сферами применения ПОФ-пленок на данный момент являются:

• упаковка пищевой продукции – кондитерских изделий, полуфабрикатов, хлебобулочных изделий и т.п.;
• упаковка непищевой продукции – книги, журналы, игрушки, детали машин, хозяйственные товары, картонная упаковка, косметика и фармацевтические препараты, бытовая утварь, игрушки и игры, коробки конфет, журналы и печатная продукция, кассеты и компакт-диски, обои, декоративные панели и т.д.

В каждом из этих потребительских сегментов термоусадочные ПОФ-пленки сталкиваются с конкуренцией других полимерных материалов.

В упаковке пищевой продукции основными конкурентами ПОФ-пленки являются термоусадочная ПВХ-пленка, а также БОПП-пленка. имеют ряд характерных особенностей и преимуществ перед своими конкурентами. Главным преимуществом ПОФ-пленок перед ПВХ-пленками, используемыми в пищевой промышленности, является их более высокая экологичность. ПВХ содержит в своей структуре атомы хлора и при определенных условиях способен выделять канцерогенные хлорсодержащие вещества,   поэтому его контакт с пищевыми продуктами крайне нежелателен. ПОФ-пленки, в отличие от ПВХ, хлора в своей структуре не содержат. Пищевую продукцию, упакованную в ПОФ-пленку, можно хранить при отрицательных температурах, что нежелательно при упаковке в ПВХ.

Конкуренция ПОФ- и БОПП-пленок основана на различной структуре, и как следствие, различных физико-механических свойствах этих материалов. ПОФ-пленки являются аморфными, и если проводить аналогии, то свойства этих пленок можно сравнить со свойствами ткани – в противовес БОПП-пленкам, кристаллическим, больше похожим на стекло. На данный момент заметна стойкая тенденция к преимущественному использованию ПОФ-пленок для упаковки различных товаров. БОПП- и ПОФ-пленки используются для упаковки продуктов кондитерской, пищевой, косметической промышленности, полиграфической и печатной продукции,  детских игрушек и т.д. ПОФ-пленка является термоусадочной, и в такую пленку можно упаковывать товары любой формы и размера. Для упаковки в БОПП пленку требуется, чтобы объект имел четкие геометрические формы.  При этом на одной и той же установке в ПОФ-пленку возможно упаковывать различные товары без значительной перенастройки оборудования. В случае  с БОПП пленками, во время упаковки товара формируется специальный конверт из пленки, поэтому для каждого вида товара требуется достаточно сложная перенастройка установки. Существует термоусадочная разновидность БОПП-пленки, однако коэффициент усадки такой пленки значительно ниже, чем у ПОФ-пленки, что делает ее использование затруднительным. Прочность на разрыв и на прокол у ПОФ-пленки, благодаря ее большей эластичности, выше. Кроме этого, при повреждении упаковка из биаксиально-ориентированного полипропилена продолжает разрушаться дальше, а ПОФ-пленка сохраняет свою целостность.

При использовании ПОФ-пленки в формировании групповой упаковки товаров (подарочные наборы в супермаркетах и пр.) ключевую роль играет тот факт, что ПОФ-пленка, благодаря своей высокой эластичности, является достаточно прочной и на прокол и на разрыв, а образование прокола не приводит к дальнейшему нарушению целостности упаковки. Шов, образующийся при сваривании ПОФ-пленки, является очень прочным, по прочности сравним с самим материалом. Прочность шва сохраняется даже при низких температурах. БОПП-пленка не обладает такими свойствами, и в случае повреждения упаковка продолжает разрушаться дальше. Помимо этого при использовании термоусадочной ПОФ-пленки в упаковке группы товаров не нужно задумываться о форме.

Еще один тип пленок, с которым термоусадочная ПОФ-пленка вступает в конкуренцию – пищевая стрейч-пленка, используемая для упаковки пищевых продуктов в супермаркетах (например, на специальных поддонах). Одно из преимуществ ПОФ-пленки в этом случае заключается в автоматизации процесса упаковки (пищевые стрейч-пленки требуют ручной упаковки). Помимо этого, пищевая стрейч-пленка является газонепроницаемой и долговременное хранение пищевых продуктов в таких пленках невозможно. В случае с ПОФ пленками – существует решение данной проблемы. На ПОФ пленки возможно нанесение лазерной «невидимой» перфорации, которая по свойствам приближает такую пленку к «дышащим» пленкам из ПВХ – осуществляется газообмен с атмосферой, а образующийся внутри упаковки конденсаты выходит наружу, что положительно сказывается на хранении свежих продуктов. Цена на такую пленку незначительно выше, чем на пленку без перфорации, однако значительно ниже, чем на «дышащую» ПВХ.

К преимуществам термоусадочных ПОФ пленок можно также отнести более низкий параметр плотности (т.е. при одинаковой массе рулон ПОФ-пленки будет содержать большее количество погонных метров), а также сохранение прочности при уменьшении толщины пленки до 12 мкм.

На российском рынке существует две компании-производителя термоусадочных пленок – ООО ТПК «ПрофУпак» и «ЭМ-ПЛАСТ», суммарно покрывающие около 60% (в 2009 году, в 2008 – около 40%) потребления ПОФ-пленки в нашей стране. 

В ближайшем будущем следует ожидать роста спроса на этот вид полимерного материала. Наталья Загрядская, начальник отдела маркетинга компании «ЭМ-Пласт» полагает, что рост производства ПОФ-пленок будет составлять около 10% ежегодно. При этом потребление будет расти с большей скоростью.

Наибольший рост будет приходиться на упаковку пищевых продуктов, а также на групповую упаковку товаров различных видов – как пищевых, так и непищевых.

Что касается конкуренции с другими видами полимерных пленок, то, вероятнее всего, в упаковке как пищевых, так и непищевых видов продукции ПОФ-пленка укрепит свои позиции, практически вытеснив с пересекающихся рыночных сегментов БОПП- и ПВХ-пленку и заметно потеснив пищевые стрейч-пленки.

Скорее всего, существующие российские производители не смогут полностью обеспечить страну этим продуктом даже при росте их производств, поэтому недостающая часть будет скомпенсирована либо импортом из стран Европы и Китая, либо появлением новых производителей на территории Российской Федерации. Представитель компании «Арсенал» - поставщика оборудования и технологий для производства ПОФ-пленки, Смышляев Андрей Рудольфович заявляет, что в ближайшие пять лет в нашей стране будет установлено ещё около 10 машин по производству этого вида продукции.

Следует также отметить, что достаточно выгодно сейчас входить на рынок как импортерам, так  и новым производителям. Издержки будут достаточно низкими, так как оборудование по производству ПОФ-пленок достаточно дешевое, а все издержки, связанные с формированием рынка взяли на себя первопроходцы отрасли – компании «ПрофУпак» и «ЭМ-ПЛАСТ».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка полиолефиновых пленок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных «Рынок полиолефиновых пленок в России».


Алексей Кашаев
www.polymery.ru