ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВ


Требования к бензинам, соответствующим по классу Евро-4, Евро-5, предусматривают резкое снижение содержания ароматических углеводородов и ограничение содержания бензола 1% об.


Обычно такие требования достигаются, когда базовым компонентом служит бензин каталитического крекинга.

В России, однако, на большинстве НПЗ базовым компонентом автобензинов служит катализат риформинга, что затрудняет переход к производ¬ству автобензинов, соответствующих современным и перспективным требованиям. В данной публикации сообщается о разработках ВНИИНефтехима по данной проблеме, предлагаемых для реализации на нефтеперерабатывающих заводах.

Изомеризация пентан-гексановой фракции

Процессы изомеризации позволяют повысить октановое число пентан-гексановых фракций. Изомеризат, добавленный к катализату риформинга, снижает содержание в нем ароматических углеводородов.

ОАО «ВНИИНефтехим» предлагает два варианта технологии изомеризации — среднетемпературную (катализатор ИПМ-02) и низкотемпературную (катализатор ИП-06). Условия процессов приведены в табл. 1.

Табл. 1

Наименование параметраСреднетемпературныйНизкотемпературный
Температура,° С240–285130–200
Давление, МПа2–32–3
Объемная скорость подачи сырья, ч-11–31–3
Кратность циркуляции ВСГ, нм33 сырья500–800500–800
Потребность H2 на реакцию, % мас.0,1–0,150,1–0,15
КатализаторИПМ-02ИП-06
Содержание Pt в катализаторе, %0,350,4
Межрегенерационный период, год22
Срок службы, год6–10
(в зависимости от сырья)
6–10
(в зависимости от сырья)

Гидроочистка сырья изомеризации желательна, но в некоторых случаях необязательна. Низкотемпературная изомеризация на катализаторе ИП-06 не требует сверхочистки сырья от примеси серы и влаги, как это необходимо в процессах низкотемпературной изомеризации на алюмохлоридных катализаторах. Октановое число при работе «за проход» зависит от состава сырья, прежде всего от соотношения парафиновых С5/С6 в сырье. С увеличением этого соотношения октановое число растет.

На сырье, содержащем ~ 50% пентанов ОЧИМ изомератора С5+ при работе «за проход» на катализаторе ИПМ-02 составляет 79,5 п., а на катализаторе ИП-06 — 82,5 п.

Рекомендуется осуществлять изомеризацию пентан-гексановой фракции с рациклом н-пентана и выделением изопентана из сырья и продукта.

В этом случае ОЧИМ продукта мало зависит от природы катализатора и составляет 86–88 п. При умеренном повышении эксплуатационных затрат такая схема обеспечивает прирост октанового числа 16–20 п. Выход изомеризата С5+ — 98–98,5%.

Октановое число может быть повышено еще более (до 91 п.) при условии рецикла также н-гексана и метилпентанов. Однако это сопряжено с резким увеличением капитальных и энергозатрат.

Выделение бензолсодержащей фракции из катализата риформинга и ее переработка

Катализаты риформинга широких фракций обычно содержат 3–6% бензола, что многократно превышает требования современных евростандартов (≤1% об.).

Радикальным путем удаления бензола является выделение бензольной фракции ректификацией катализата риформинга. ОАО «ВНИИНефтехим» имеет многолетний опыт работ в этой области. Реализованные в промышленности технологии позволяют получать автобензины Евро-4.

Наиболее эффективно выделение промежуточной бензолсодержащей фракции. При соблюдении наших рекомендаций промежуточная бензольная фракция (90% бензола от потенциала), выделенная из катализата с ОЧИМ 95–96 п., имеет октановое число 60–68 п. При ресурсе этой фракции в катализате 18–22% октановое число смеси добензольной и забензольной фракции будет на 6–8 п. выше, чем цельного катализата. Бензол может быть выделен из бензолсодержащей фракции в качестве товарного продукта с помощью экстракции или экстрактивной ректификации. На большинстве НПЗ, однако, такие установки отсутствуют.

В ОАО «ВНИИНефтехим» разработана и предлагается к реализации технология гидроизомеризации бензолосодержащей фракции, позволяющая не только превращать бензол в нетоксичные продукты (нафтены и парафины), но и одновременно повышать октановое число.

Это достигается гидроизомеризацией бензола с преимущественным образованием высокоактивного метилциклопентана, изомеризацией и гидрокрекингом парафиновых углеводородов.

В зависимости от условий процесса может быть получен продукт практически без бензола с выходом 100% при сохранении октанового числа, либо с приростом октанового числа на 2–10 п. при соответствующем снижении выхода стабильного продукта.

Так, бензольная фракция (17,3% мас. бензола) с ОЧ 66 перерабатывалась в различных условиях с получением следующих показателей:

ОЧ 66 68,5 74
Выход С5+ 100 97 92

Процесс может быть осуществлен с минимальными затратами тепла. Нагрев газосырьевой смеси осуществляют в основном за счет теплообмена с газопродуктовой смесью и тепла экзотермической реакции гидрирования бензола.

Наличие продуктов гидроизомеризации бензолсодержащей фракции, добензольной и забензольной фракций риформата расширяет возможности компаундирования бензинов, соответствующих требованиям евростандартов.

Предлагаемый процесс решает проблему снижения бензола в этих бензинах до менее 1%. Что касается снижения суммарного содержания ароматических углеводородов, то это, в частности, достигается введением изомеризата пентан-гексановой фракции в состав автобензинов.

Гидроизомеризация прямогонной фракции 70–100(105)° С

Из прямогонной бензиновой фракции н.к. –180° С обычно выделяют пентан-гексановую фракцию н. к. –70° С, которую направляют на изомеризацию.

Фракция 70–180° С может служить сырьем каталитического риформинга, однако катализат риформинга в этом случае будет содержать 4–6% бензола, который затем придется выделять.

Предшественники бензола — метилциклопентан и циклогексан — содержатся во фракции, выкипающей до 85° С. Для четкого отделения этой фракции требуется высокоэффективная колонна и достаточное флегмовое число. На некоторых НПЗ пошли на затраты для тщательной подготовки сырья риформинга, содержание бензола в катализате риформинга хорошо подготовленного сырья здесь обычно не превышает 1,5%. Бензол в этом случае образуется за счет гидродеалкилирования алкилбензолов в процессе риформинга. При разбавлении риформинга изомеризатом фр.С5–С6 и другими компонентами удается снизить содержание бензола до нормы (≤ 1% об.).

Помимо значительных затрат на обеспечение четкой ректификации, недостаток этого способа связан с получением балластной фракции 70–85° С, которую иногда включают в состав пентан-гексановой фракции, поступающей на изомеризацию. Это приводит к снижению октанового числа изомеризата, его выхода и межрегенерационного периода.

На типовых колоннах вторичной ректификации с невысокой четкостью разделения для удаления предшественников бензола конец кипения головной фракции должен находиться на уровне 105° С. Известно, что на заводах, имеющих в своем составе установки Л35–8/300Б и Л35–6 с блоками экстракции бензола, и толуола, фракция 70–105° С используется в качестве сырья. Однако на большинстве НПЗ отсутствует производство бензола и фракцию 70–100 (105)° С приходится включать в состав сырья риформинга с получением бензолсодержащего риформата, либо реализовать в качестве сырья пиролиза.

Ресурс этой фракции значителен (25–30% от фр. 70–180° С), и ее применение для получения высокооктановых бензинов было бы желательно, но низкое октановое число (на уровне 60 п.) препятствует использованию для этой цели.

Табл. 2. Условия процесса гидроизомеризации бензолсодержащей фракции

Наименование параметраУсловия
Температура в реакторе,° С, не выше270
Давление, МПа2–3
Объемная скорость подачи сырья, ч-11,5–3,0
Кратность циркуляции ВСГ, нм33 сырья600–1000
Межрегенерационный цикл, лет1,5–2



 

В ОАО «ВНИИНефтехим» разработан процесс гидроизомеризации фр. 70–100 (105)° С, позволяющей получать компонент для компаундирования высокооктановых бензинов. Применение этого компонента, не содержащего ароматических углеводородов, позволит обеспечить снижение не только содержания бензола, но и суммарной ароматики до требований евростандарта.

Табл. 3. Параметры процесса

№ п/пНаименование показателяЗначение показателя
1.Температура,° С170–250
2.Давление, МПа2,5–3,5
3.Объемная скорость подачи сырья, ч-11–3
4.Кратность циркуляции ВСГ, нм33 сырья600–800
5.Межрегенерационный период, год2
6.Срок службы катализатора, год6

 В результате гидроизомеризации на катализаторе ГИП-06 октановое число продукта переработки 70–100 (105)° С повышается на 10–14 п. и достигает в среднем 72 п. Процесс осуществляют по обычной схеме гидрогенизационных процессов.

Выход стабильного катализата составляет 89–91% мас. Потребление H2 на реакцию 0,3% мас. в расчете на сырье.

Характеристика гидроизомеризата

1. Плотность при 20° С, кг/м3 705–715
2. Фракционный состав н. к. 40–45 50% 75–85 к. к. 100–105
3. Углеводородный состав, % мас.
парафины 85–90
нафтеновые 10–15
ароматические <0,2
4. Октановое число (ИМ) 70–74

При наличии процесса гидроизомеризации фр. 70–100 (105)° С каталитическому риформингу подвергают фр. 100 (105) –180° С. На таком сырье получают катализат риформинга с ОЧИМ на уровне 96 п.

Для компаундирования бензинов этот катализат разбавляют компонентами, не содержащими ароматических углеводородов, гидроизомеризатом фр. 70–100° С и изомеризатом фр. н.к. –70° С. По нашей оценке, ОЧИМ такой смеси составит примерно 89 п., содержание в ней ароматических углеводородов ~35% об., а бензола <0,5%.

При введении октаноповышающих добавок на базе такой смеси можно получать бензины с октановым числом 92 и выше, соответствующие требованиям Евро-4. Процесс гидроизомеризации можно осуществить на устаревшей установке риформинга.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

Автор: Г. Л. Рабинович, О. И. Парпуц, Б. Б. Жарков
"НефтьГазПромышленность"