ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ВОЗДУШНОЙ ИЗВЕСТИ


Объем производства извести в Российской Федерации, включая строительную, технологическую и известковую муку, оценивается в 10 -12 млн.т. в год.


Предприятия, производящие известь, существуют практически во всех регионах Европейской части РФ. Среди регионов лидерами по объему производства извести являются Республика Башкортостан, Челябинская и Липецкая области. Здесь выпуск извести превышает 1 млн. тонн в год. Суммарно на долю этих регионов приходится около 34% от общероссийского объема производства извести.

К другим относительно крупным регионам-производителям извести относятся Московская, Пермская, Вологодская, Белгородская, Свердловская области, Карачаево-Черкессия и Татарстан. На долю этих 7 регионов приходится около 29% от общего объема производства российской извести.

Для ряда регионов характерна определенная специализация: так, в Башкортостане, в Челябинской области и в Липецкой области производится, по большей части, технологическая известь, в Новгородской и Самарской областях – строительная известь, а в Московской области – известковая мука. Всего в России свыше 150 предприятий, выпускающих известь. В основном это предприятия небольшой мощности (до 50 тыс. тонн извести в год).

Только 21 предприятие в Европейской части РФ выпускает известь объемом не менее 100 тыс. тонн в год. На долю этих предприятий приходится около 65% от всего выпуска извести, причем не все из них относятся к строительной отрасли. Так, НЛМК, ММК, «Северсталь» и «Мечел» относятся к предприятиям черной металлургии, АО «Сода» является одним из крупнейших предприятий химической промышленности. В целом, значительная часть производимой извести потребляется предприятиями-производителями для собственных нужд. Это относится к металлургическим комбинатам, строительным заводам, предприятиям сахарной промышленности. В результате уровень поставок извести на рынок невысок по сравнению с объемами ее производства: при объеме выпуска почти 12 млн. тонн, поставки находятся на уровне 2.3 млн.тонн.

Крупнейшими производителями-поставщиками извести на рынок являются Джегонасский карьер, Угловский и Солигаличский известковые комбинаты.

Особенности потребления извести

Если не брать в расчет предприятия, выпускающие известь для собственных нужд, то основными потребителями извести являются предприятия строительной индустрии, коммунального хозяйства и мусоропереработки.

Предприятия строительной индустрии:

Производители силикатного кирпича – крупнейший сегмент потребления извести. Общий объем потребления этого вида вяжущего при производстве кирпича оценивается аналитиками в 1100 тыс. тонн в год.

Производители ячеистого бетона занимают второе место по объемам потребления извести. В настоящее время в европейской части России существует 35 предприятий, выпускающих автоклавные ячеистые бетоны: 20 из них производят изделия из газосиликата, 12 – из газобетона, 3 – из газозолобетона. Аналитики рынка отмечают рост производства этого вида стеновых материалов. В 2003 – 2005 годах в России введены в строй 8 предприятий по выпуску автоклавных бетонов. Совокупная мощность этих предприятий составляет более 800 тысяч куб. метров в год. К концу 2007 года будут запущены еще 4-5 предприятий общей мощностью производства 1650 тысяч куб. метров в год.

Одной из проблемных зон этого сегмента является отсутствие достаточного предложения высококачественной извести. Известь отечественного производства не соответствует современным технологическим требованиям, связанным с производством газобетона. Потребности предприятий частично закрываются за счет импорта, а в большинстве случаев – за счет низкосортных сортов извести, размол которой производится непосредственно на заводе.

Производители сухих строительных смесей - третий по емкости сегмент потребления извести в строительной индустрии. Известь широко используется в составе штукатурок, шпатлевок, затирок, материалов для кладки, известковых красок и плиточного клея. Обычно в производстве применяется гидратная известь-пушенка или строительная гашеная известь.

На сегодняшний день в России производится за год около 120 тыс. тонн гидратной извести, в то время как необходимый объем качественной гидратной извести для производства сухих строительных смесей в оценивается аналитиками в 220 тыс.тонн. Отдельные эксперты (МА «Симбол») полагают, что за ближайшие 5 лет потребление гидратной извести возрастет до 650 тыс. тонн в год., что в принципе сопоставимо с объемами потребления гидратной извести в странах ЕС и США.

На сегодняшний день потребности предприятий удовлетворяются за счет импортных поставок, а также за счет гашения извести в кустарных условиях, без сепарирования.

Коммунальное хозяйство и мусоропереработка.

Водоподготовка (очистка воды на этапе ее забора, а также очистка стоков) требует применения извести при необходимости одновременного снижения щелочности воды, при ее высокой карбонатной и низкой некарбонатной жесткости, а также в случае, когда не требуется удалять из воды соли некарбонатной жесткости. В качестве реагента используют известь, которую вводят в виде раствора или суспензии (молока) в предварительно подогретую обрабатываемую воду. В процессе водоочистки используется строительная воздушная кальцинированная известь. Часто используют комовую известь, однако предпочтение отдается гидратной извести.

С точки зрения отраслевых экспертов, применение высококачественной извести в процессе очистки стоков позволит не только сократить расход реагента, но и упростить водное хозяйство в целом, особенно при использовании тонкодисперсной извести. Теоретически возможно сокращение объема потребления реагента в водном хозяйстве примерно на 10 - 20%.

По оценкам аналитиков рынка, объем потребления извести в отрасли водоподготовки составляет около 1,0 млн. тонн.

Газоочистка является еще одним из сегментов потребления извести, которая используется для десульфурации газовых выбросов. Сера улавливается подачей тонко измельченной извести в охлажденные дымовые газы. Вид применяемой извести - гашеная или негашеная - для очистки газовых выбросов полностью зависит от типа очистных установок. При этом известь должна быть самого высокого качества – свежегашеная или свежеобожженая (не более трех дней), с высокой удельной поверхностью и низким содержанием примесей и нерастворимого остатка.

На сегодняшний день известь с такими качественными характеристиками в России не производится. Потребности предприятий газоочистки покрываются импортными поставками либо низкосортными сортами отечественной извести. Следует отметить, что применение некачественной извести снижает эффективность применяемых технологий и ведет к серьезному износу оборудования.

Аналитики рынка считают, что в перспективе общий объем потребления извести в сфере промышленной газоочистки может составить около 100 тыс. тонн в год.

Другие отрасли промышленности.

В данном обзоре не рассматриваются другие отрасли – потребители воздушной извести: предприятия, производящие ее для собственных нужд (например, химические и сталелитейные), а также предприятия с незначительными объемами потребления (например, кожевенные).

Однако в этих отраслях промышленности также наблюдается недостаток высококачественных сортов извести. Это определяется общим повышением требований к качеству конечной продукции.

Таким образом, на сегодняшний день отечественная известь используется по большей части в производстве низкокачественной продукции, поскольку предприятия – производители извести не в состоянии предложить продукцию, соответствующую современным технологическим требованиям.

Низкое качество производимой извести обусловлено особенностями используемого карбонатного сырья. Большинство существующих известковых производств расположено на месторождениях, где запасы качественного сырья (класса «А» по ОСТ 21-27-76) по большей части уже выбраны. Производителям приходиться использовать имеющееся в наличии сырье низкого качества, загрязненное кремнеземом и глинистыми примесями, с повышенным содержанием (более 5%) карбоната магния.

Техническая база отечественной известковой промышленности сильно изношена. Большинство производств извести основано на морально устаревшем оборудовании и технологиях.

Многие предприятия-потребители также не располагают современными технологиями и оборудованием, что не позволяет им использовать в производстве продукцию более высокого качества.

Особенности российского рынка тонкодисперсного мела

Государственным статистическим комитетом РФ регулярное производство мела учитывается на 24 предприятиях. В это число не входят предприятия, выпускающие так называемый «конверсионный» мел, являющийся побочным продуктом ряда химических и металлургических производств. Из восьми предприятий, производящих тонкодисперсный природный мел, промышленные объемы дают только 5 предприятий. По оценкам аналитиков, всего в России производится около 250-300 тыс. тонн тонкодисперсных мелов.

Объемы импорта тонкодисперсного мела в Россию ежегодно растут (в среднем, на 20%). Импортная продукция предназначена, прежде всего, для использования в бумажной промышленности. Также значительные объемы ввозятся для производства лакокрасочных материалов, изделий из ПВХ и для приготовления сухих строительных смесей. Основным поставщиком мела в Россию является Финляндия. Практически весь мел, поставляемый из этой страны, идет на производство бумаги. Второй страной-импортером мела является Греция. В основном мел из Греции предназначен для лакокрасочной промышленности. Из Украины поставляется химически осажденный мел для косметической промышленности.

Особенности потребления тонкодисперсного мела

Основными отраслями – потребителями, использующими тонкодисперсный природный мел в своих производствах, являются:

 целлюлозно-бумажная промышленность;
 лакокрасочная промышленность;
 резинотехническая промышленность;
 промышленность переработки пластмасс, включая производство пластикатов, линолеума, изделий из ПВХ и т. д.;
 кабельная промышленность;
 производство строительных материалов.

По оценкам аналитиков рынка, объем потребления тонкодисперсных мелов составляет 400 – 420 тыс. тонн в год.

Основной рост потребления природного тонкодисперсного мела (до 10-15% в год) прогнозируется в производстве изделий и материалов из пластмасс и резиновых смесей.

В целлюлозно-бумажной отрасли традиционно сильны позиции химически-осажденного мела (РСС). Поэтому рост потребления тонкодисперсного мела будет ограничен рамками роста продукции на прочих предприятиях, традиционно использующих тонкодисперсный мел (0,5-2% в год).

В лакокрасочной отрасли прогнозируется рост потребления тонкодисперсных мелов на 3-5 %.

Сегменты стройиндустрии и непроизводственного потребления также будут увеличивать потребление мела на 3-5% в год. Но основной марочный состав потребляемого тонкодисперсного природного мела в этих сегментах так и будет соответствовать полутехническим маркам.

На сегодняшний день можно отметить несколько факторов, которые влияют на рост потребления тонкодисперсных природных мелов:

 Общий рост объемов продукции в рамках макроэкономических тенденций – 3-5% в год.
 Развитие новых технологий производства наполненных полимеров, обусловленный ростом спроса в соответствующих рыночных сегментах, в том числе:
 производство оконных и строительных профилей (ежегодный рост до 30%)
 общее расширение спектра продукции, выпускаемой на основе пластикатов, в частности автомобильных пластиков
 производство полиолефиновых компаундов и суперконцентратов
 производство новых видов упаковочных материалов из наполненного полипропилена и т.д.
 Развитие (в условиях конкурентной борьбы с зарубежными поставщиками) отечественного производства лаков и красок, в частности продукции, предназначенной для нанесения тонких слоев.
 Неизбежное переоснащение парка оборудования основной массы производителей, потребляющих технические марки мела (производство РТИ и т.п.), и как следствие переход на сырье более высокого качества – по требованиям гранулометрии, гидрофобности.

Основными факторами, которые сдерживают рост рынка тонкодисперсных мелов становятся:

 Принципиальное преимущество некоторых видов минеральных наполнителей перед природными марками мела с технологической точки зрения: по белизне – химически осажденного мела и микрокальцита, по отсутствию пористости – микрокальцита, по укрывистости (плоско-чешуйчатая форма) – каолина, по твердости – аэросила и технического углерода (в шинной промышленности).

 Невысокая (в среднем) техническая грамотность многих российских потребителей мела, которые зачастую плохо представляют себе роль и функции карбонатного наполнителя в композиции с другими компонентами.

 Дефицит предложения высококачественных марок тонкодисперсного мела, существенные трудности с качеством выпускаемой продукции вследствие загрязнённости перерабатываемых карбонатных пород, повышенной влажности исходного сырья, нехватки сырья из-за выработки карьеров, высокой степени морального и физического износа технологического оборудования.

Таким образом, при общем потенциале Российского рынка в более чем 650 тыс. тонн, для России характерны достаточно малые объемы производства тонкодисперсного мела (280 - 300 тыс. тонн). Заполнить такие потребности рынка импортной продукцией, как показывает практика, невозможно в силу высокой стоимости импортных продуктов.

 С анализом рынка извести и рынка мела Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок мела в России» и «Рынок строительной извести в России».

www.newchemistry.ru