ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВА АНТИФРИЗОВ


Технология производства охлаждающих низкозамерзающих жидкостей включает в себя стадии смешения основы (спирта), воды, пакета присадок и последующую фасовку.


На первой стадии проводится приготовление концентрата из гликоля с применением присадок (в России в основном импортного производства). После изготовления концентрат проходит многоступенчатую очистку. Далее проводится разбавление концентрата химически очищенной водой в строго определенной пропорции.

Затем уже готовый антифриз через фильтры поступает на линию розлива, где упаковывается в полиэтиленовые канистры и ПЭТ-бутылки, а так же закачивается в накопительные емкости, откуда заливается в бочки, авто- и железнодорожные цистерны.
Для производства качественной охлаждающей жидкости с определенных набором параметров необходим тщательный контроль за дозировкой и качеством смешения компонентов. Но особенностью производства охлаждающих жидкостей является тот факт, что этот процесс требует не столько дорогого и сложного оборудования, сколько определенного качества компонентов. Именно от исходного сырья зависит качество продукта.

Развитие технологий производства охлаждающих жидкостей связано именно с разработкой и совершенствованием присадок, препятствующих агрессивному влиянию водно-гликолевой смеси на систему охлаждения. Более подробно характеристика различных видов присадок описана в соответствующей главе, здесь же мы приведем основные данные по существующим на данный момент технологиям производства антифризов.

В традиционной технологии производства охлаждающих жидкостей используются антикоррозийные присадки на основе силикатов, аминов и нитритов. По мере совершенствования автомобильных двигателей, появления новых материалов, традиционные охлаждающие жидкости стали устаревать (см. гл. 2). Были разработаны новые виды присадок к ОЖ, которые содержат лишь соединения органических карбоновых кислот (карбоксилатная технология – OAT, Organic Acid Technology).

Классификация технологий производства антифризов

Технология

Традиционная«Гибридная»OAT
СоставТолько минеральные ингибиторыМинеральные и органическиеТолько органическиеингибиторы
Европейское исполнениеСодержит амины или нитриты и/или силикаты в качестве основных ингибиторовСодержит силикаты и по меньшей мере одну органическую кислотуnitrite free - «NF» (VW G11)Содержит только органические ингибиторы silicate/nitrite free «SNF» (VW G12)
Другие исполнения  Япония – силикаты традиционный ингибитор  Европа и США – фосфаты традиционный ингибиторВ США некоторые традиционные Европейские ОЖ считаются «гибридными» (бензоат/силикатные ОЖ)    P-OAT: Японская «ELC» органическая кислота+фосфаты    N-OAT: США «ELC» может содержать нитриты и молибдаты

Эволюция технологий производства антифризов

Технология

 Компонент
ТрадиционныеГибридныеКарбоксилат-ные  (ОAT)
СШАЕвропаЯпония
Фосфорная к-та+ +  
TTZ+TTZ или BTZTTZ, BTZ, MBTTTZ или BTZTTZ
Метасиликат натрия++++ 
Нитрат натрия++++ 
Бораты (Бура)   + 
Бензоат натрия  ++ 
Нитрит натрия+    
Карбоновые кислоты  +++

Разработка и 

внедрение



К недостаткам  традиционной технологии можно отнести: быстрый расход ингибиторов, ухудшение теплопередачи, недостаточную защиту от высокотемпературной коррозии, высокую токсичность. При использовании карбоксилатных технологий увеличивается срок службы ОЖ, повышается эффективность теплопередачи, улучшается защита алюминия при высоких температурах в современных двигателях, экологическая безопасность. Антифризы, изготовленные по данной технологии, первыми на рынок выпустили крупные западные производители: TEXACO, BASF, PRESTONE, Castrol.

Мировые производители автомобильной техники  в большинстве уже перешли на антифризы нового поколения и запретили или существенно ограничили использование традиционных антифризов в своих автомобилях. Запреты на использование определенных видов ингибиторов сформулированы в спецификациях автопроизводителей на охлаждающие жидкости вместе с перечнем испытаний, которые должна пройти охлаждающая жидкость для получения допуска к применению (approval). Так, спецификация Ford WSS-V97B44-D запрещает использование силикатов, фосфатов и боратов, а спецификация  Hyundai MS 591-08 запрещает также амины и нитриты, оставляя дорогу только антифризам нового поколения. В спецификации Toyota TSK2601G антифризы с разными видами ингибиторов разделены на классы, причем к высшему классу (8А и 8В) с максимальным разрешенным пробегом относятся карбоксилатные антифризы нового поколения. Международный стандарт  на охлаждающие жидкости для грузовиков ASTM D 4985-03 ставит ограничение на количество силикатов 125 ppm, оставляя возможность только для бессиликатных или низкосиликатных (гибридных) технологий. На этот стандарт ссылаются производители двигателей Caterpillar, Cummins.


Столь жесткие требования связаны с прямой зависимостью между свойствами охлаждающей жидкости и ресурсом работы двигателя, элементов системы охлаждения, мощностью, расходом топлива. С введением новых норм к экологическим требованиям (Евро-3, Евро-4), карбоксилатные охлаждающие жидкости получили еще большее распространение.

Ниже приведены результаты исследования Arteco, демонстрирующие эволюцию охлаждающих жидкостей в Европе.

Диаграмма 1.1

Эволюция рынка охлаждающих жидкостей в Европе по технологиям (легковые автомобили)

Источник: Arteco

Диаграмма 1.2

Эволюция рынка охлаждающих жидкостей в Европе по технологиям (грузовые автомобили)

Источник: Arteco

Подробнее с анализом текущей ситуации и прогнозом развития российского рынка охлаждающих жидкостей можно познакомиться в отчетах маркетингового исследования Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных охлаждающих жидкостей (антифризов, тосолов) в России».

Автор:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 642-72-28
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru

Об авторе:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.

• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование