АМТЕЛ-ЭПОПЕЯ


Российские заводы в Кирове и Воронеже российско-голландского шинного холдинга Amtel-Vredestein и его фирменная сбытовая сеть, на которых «висит» около 500 млн долларов холдингового долга, могут избежать банкротства. Интерес к ним проявили госкорпорация «Ростехнологии» и итальянский концерн Pirelli.


Российские заводы в Кирове и Воронеже российско-голландского шинного холдинга Amtel-Vredestein (AV) и его фирменная сбытовая сеть, на которых «висит» около 500 млн долларов холдингового долга, могут все-таки избежать банкротства. Интерес к ним проявили госкорпорация «Ростехнологии» и итальянский концерн Pirelli, которые ранее намеревались построить новый шинный завод стоимостью 250 млн евро в Самарской области.

До недавнего времени главным претендентом на российские активы AV считался нефтехимический холдинг СИБУР. За последний год отечественные нефтехимики дважды пытались под крышей СИБУРа объединить шинные заводы AV и «дочки» нефтехимического холдинга «СИБУР – Русские шины» (СИБУР–РШ), создав крупнейший восточноевропейский шинный холдинг. Для самого СИБУРа это была возможность получить новые технологии производства шин и большую сбытовую сеть Amtel, для Amtel – шанс избавиться от долгов, которые сравнялись со стоимостью его активов. Однако сначала Amtel не смог в установленные сроки провести частное размещение акций, чтобы получить оговоренные в соглашении 100 млн долларов инвестиций, а в середине февраля этого года и сам СИБУР заявил, что выходит из сделки.

Заявление СИБУРа о том, что он приостанавливает переговоры с банками-кредиторами о выкупе долгов Amtel-Vredestein, наделало много шуму, поскольку было связано с неуступчивостью одного из главных кредиторов AV – Сбербанка. Идея-то была хорошая – не позднее февраля 2009 года СИБУР выкупает у группы банков-кредиторов права требований по кредитам группы Amtel-Vredestein NV с оплатой облигациями самого холдинга, а также облигациями «СИБУР – Русские шины», конвертируемыми в дополнительные акции «СИБУР – Русские шины» в 2012 году, и таким образом становится главным кредитором Amtel. 27 января нынешнего года Федеральной службой по финансовым рынкам РФ под это дело был зарегистрирован соответствующий выпуск конвертируемых облигаций серии 01 «СИБУР – Русские шины» на общую сумму 12,6 млрд рублей. Под эту идею СИБУРу удалось договориться с девятью из десяти банков-кредиторов AV, в том числе с Номос-банком, начавшим требовать от Amtel-Vredestein возврата своего кредита (около 50 млн долларов) через суд еще осенью прошлого года.

 Совокупный долг российских заводов AV отечественным банкам оценивается в 500 млн долларов. Согласившись на условия СИБУРа, кредиторы Amtel могли бы вернуть около 45% долгов, заявил заместитель гендиректора СИБУР–РШ Игорь Караваев. При этом Сбербанк, которому Amtel должен примерно 75 млн долларов, мог бы получить 9% СИБУР–РШ и облигации «СИБУР холдинга» на 8,6 млн долларов. Но государственный банк, каким по определению является Сбербанк, эту идею не поддержал. И теперь становится ясно почему.

Позавчера в Воронеже состоялась встреча первого вице-премьера Игоря Шувалова с новоиспеченным губернатором региона Алексеем Гордеевым и руководством Amtel-Vredestein (в этом регионе в залоге у Сбербанка находится один из главных активов Amtel – новый шинный завод «Воронеж-2»). Как сообщили в пресс-центре главы региона, на ней, в частности, обсуждалась возможность вхождения холдинга Amtel в проект создания шинного производства, который госкорпорация «Ростехнологии» и итальянская Pirelli затеяли осенью прошлого года. Гендиректор Amtel-Vredestein Петр Золотарев подтвердил прессе, что на этой встрече действительно «обсуждалась идея» вхождения его холдинга в совместное предприятие госкорпорации и Pirelli, но вместе с тем подчеркнул, что пока создание СП – только один из возможных вариантов решения проблем с реструктуризацией кредиторской задолженности холдинга.

Тем не менее общая схема становится понятной. Воронеж еще в прошлом году был в списке производственных площадок, на которых итальянский шинный концерн хотел развернуть строительство своего завода в России. Однако затем предпочтение было отдано Тольятти (Самарская область) – и от конкурентов (в том числе Amtel) подальше, и к АвтоВАЗу, который должен был стать одним из основных потребителей продукции СП, поближе. Кроме того, совместное предприятие должно было получить режим льготного налогообложения – «Ростехнологии» и администрация Самарской области, которую возглавляет бывший глава АвтоВАЗа Владимир Артяков, предоставили необходимые гарантии того, что будут содействовать в этом. Помимо самих шин СП намерено выпускать металлокорд для усиления шин и автомобильных фильтров.

Однако к строительству завода в Самарской области партнеры не приступили и, возможно, так и не приступят – вариант с Amtel для них объективно лучше. Как минимум он быстрее и дешевле. Тем более что основную проблему российско-голландского шинного холдинга – реструктуризацию его долгов – «Ростехнологии» будут решать не деньгами, а за счет своих лоббистских возможностей. При этом и Сбербанк встает в «другую» позицию, нежели при переговорах с СИБУРом. Кроме того, подобная сделка выгодна для Pirelli тем, что, с одной стороны, убирает из России одного из основных его конкурентов по шинам класса премиум – Amtel-Vredestein и параллельно отодвигает от западных технологий производства шин и другого российского конкурента – нефтехимический холдинг СИБУР. Для отрасли это ничего хорошего не несет, но подобный сценарий развития событий очень даже вероятен.

Правда, сам СИБУР, даже отказавшись от сделки по выкупу долгов AV, все равно заявляет, что не оставляет надежды купить его российские активы и по-прежнему прорабатывает различные варианты.

КОММЕНТАРИЙ

Михаил Фролов, аналитик ИК «Финам»:

- В условиях кризиса стоимость действующих предприятий снизилась в разы и даже на порядки, а стоимость строительства – примерно на треть. Получается, что покупать шинный завод значительно выгоднее, чем его строить. В пользу покупки говорит и возможность быстрого получения рыночной доли, в то время как строительство будет требовать много времени.

Для Amtel сейчас хорош любой вариант, который позволяет компании избежать банкротства. В данном случае Amtel кроме финансовой подпитки получает технологическую поддержку от ведущего мирового производителя, а также возможность использовать его бренды. «Ростехнологии» могут обеспечить необходимую поддержку со стороны государства и провести переговоры с банками.

По материалам Эксперт Авто