ПОЛИМЕТАКРИЛАТНЫЕ ПРИСАДКИ В НЕФТЕХИМИИ


Полиметакрилатные сополимеры (ПМС) используются в различных отраслях промышленности. Однако наиболее широкое применение ПМС находят в нефтехимии.


Так, например, в настоящее время в промышленно-развитых странах все виды нефтепродуктов используются только с добавлением присадок, которые значительно улучшают эксплуатационные свойства нефтепродуктов, снижают их расход и увеличивают ресурс работы механизмов. Присадки на основе ПМС отличаются низкой летучестью, химическим сродством к нефти и нефтепродуктам, нетоксичностью и при сгорании не дают зольного остатка. Кроме того, отличие от других видов полимерных присадок ПМС легко подвергаются химической модификации при синтезе ли полимераналогичных превращениях, что позволяет в свою очередь постоянно совершенствовать продукт, придавая ему новые потребительские свойства, в соответствии с постоянно возрастающими требованиями потребителей. Так, например, в Западной Европе для поддержания конкурентоспособности ежегодно выделяется около 100 млн. долларов на проведение научных исследований в области разработки новых присадок и технологий, при этом объемы производства присадок стабильно увеличиваются на 3-4% ежегодно.

Использование ПМС в производстве моторных масел.

В Советском Союзе было понимание важности ПМС для народного хозяйства. В основном это касалось присадок для масел. В разные периоды принимались государственные программы развития и обновления производственного потенциала присадок к моторным маслам. Однако ни одна из них не была завершена, а за годы перестройки производство присадок снизилось в несколько раз. Так, например, выпуск ПМС на ОАО "Оргстекло" с 4,2 тыс. т. в 1990 году снизился до 0,5 тыс. т. в 1998 году. Это, кроме всего прочего, обусловлено тем, что с момента пуска производства в 1963 году ни ассортимент, ни технология не обновлялись. Используя новые, современные технологии, можно не только повысить качество уже известных присадок, но и начать выпуск присадок следующего поколения - полифункциональных, т.е. совмещающих в себе свойства нескольких добавок.

Использование ПМС-присадок для получения зимнего дизельного топлива и бензина.

Как известно, при наступлении холодов дизельное топливо мутнеет и загустевает, а при сильном морозе вообще теряет текучесть. Чтобы этого не случалось, в дизельное топливо добавляют ПМС-присадки. Производство депрессорно-дисперсионных присадок для зимнего дизельного топлива в России отсутствует, а импорт закрывает потребности не более, чем на 60%. В остальных случаях дизельное топливо разбавляется керосином или бензином, но при этом резко увеличивается износ двигателя и расход топлива.

С переходом автомобильного транспорта на использование двигателей с непосредственным впрыском бензина выяснилось, что такие двигатели очень чувствительны к качеству бензина. При работе двигателя происходит образование отложений в системе выпуска топлива, в частности на впускных клапанах, что приводит к перерасходу топлива, снижению скорости автомобиля, возрастанию содержания оксида углерода в отработанных газах. Для того, чтобы исключить это, во всех развитых странах используется бензин с моющими присадками. Показателен рост объема продаж бензина с моющими присадками в США с 20% в 1984 году до 40% в 1988 и 100% в 1990 году. Обязательным использование бензина с моющими присадками стало после принятия Конгрессом США поправки к Закону о чистом воздухе.

ПМС-присадки для битума и нефти.

Проблема качества российских дорог была, есть и, очевидно, будет в обозримом будущем крайне актуальной задачей. Для изготовления дорожного покрытия высокого класса требуются битумы улучшенного качества, придающие покрытию повышенную морозостойкость, теплостойкость и устойчивость к образованию трещин. Незначительные добавки ПМС к обычному битуму позволяет решить эту проблему. Общая емкость российского рынка дорожных битумов оценивается в 4,8 млн. т., а также на битум имеется постоянный спрос за границей. На важность проблемы указывает тот факт, что НК "Юкос" на реализацию программы по выпуску качественных битумов инвестировала в 2002 году около 10 млн. долларов.

Основной экспортной статьей поступлений в российский бюджет являются поступления от продажи сырой нефти. В подавляющем числе случаев транспортировка нефти как по России, так и за границу осуществляется по нефтепроводам. В литературе имеются данные, что при добавке к нефти ПМС-присадки в количестве 10-4% снижает трение в 5 раз. Таким образом резко уменьшаются энергетические затраты на транспортировку нефти и значительно увеличивается пропускная способность нефтепроводов.

Технология производства ПМС-присадки ООО "Мономер"

Из всего вышеизложенного следует, что ПМС-присадки уже нашли достойное применение в развитых странах, к которым, к сожалению, Россия пока не относится. В лаборатории ООО "Мономер" разработна оригинальная технология получения ПМС-присадок. Технология включает в себя получение практически с количественным выходом базовых мономеров алкилметакрилатов переэтерификацией метилметакрилата соответствующими жирными спиртами и последующую их полимеризацию или сополимеризацию с другими сомономерами в масле или другом подходящем растворителе

Следует отметить, что в отличие от технологий других полимерных присадок, предлагаемая технология не требует высоких температур и давлений, специального дорогостоящего оборудования и позволяет на одной технологической линии получать разные виды ПМС-присадок. Единственным отходом производства является азеотроп - смесь метилметакрилата и метанола. Утилизация азеотропа может быть осуществлена многими путями: рецикл в производство метилметакрилата, сжигание для получения тепла и пара и т.д.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка смазочных масел можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок смазочных масел в России».