STADA ДАЛА СВОЕ ИМЯ РОССИЙСКИМ «ДОЧКАМ»


  Международный фармацевтический концерн Stada объявил  о создании в России фармацевтического холдинга. Все российские активы компании будут объединены под брендом Stada CIS. Такой способ «горизонтальной интеграции» позволит максимально быстро выводить на рынок новые препараты.  


Международный фармацевтический концерн Stada объявил (7 октября 2008) о создании в России фармацевтического холдинга. После реструктуризации все российские активы компании будут объединены под брендом Stada CIS. При этом производственные площадки «Нижфарм», «Макиз-Фарма» и «Скопинфарм», а также производимые на них препараты сохранят свои бренды. Реструктуризация завершится в первом полугодии 2009 года, когда начнет работать управляющая компания. Эксперты считают, что способ горизонтальной интеграции позволит максимально быстро выводить на рынок новые препараты.

Stada основана в Германии в 1895 году. Имеет 46 представительств и 14 производственных площадок в странах Европы и Азии. Консолидированный объем продаж в первом полугодии 2008 года составил 822,8 млн евро. В 2005 году Stada приобрела российского производителя «Нижфарм». В 2007 году через «Нижфарм» Stada осуществила сделку по приобретению компании «Макиз-Фарма» (и «Скопинфарм» в ее составе). На российские приобретения в целом было потрачено 200 млн евро. В России объем продаж объединенной компании в первом полугодии 2008 года составил 74,7 млн евро. По итогам первого полугодия по объему продаж Stada занимает 1,27% российского рынка.

Как пояснили в «Нижфарме», в первом полугодии 2009 года будет создана управляющая компания холдинга Stada CIS, которую возглавит нынешний гендиректор «Нижфарма» Дмитрий Ефимов. Возможно, он будет совмещать обе должности. После реструктуризации управляющая компания станет собственником всех активов холдинга. До этого момента собственником российских активов Stada будет оставаться «Нижфарм».

С 1 января 2009 года формированием продуктового портфеля и его продвижением будут заниматься разные структуры: Stada Pharm Development возьмет на себя оптимизацию продуктовых линеек, лицензирование препаратов, сотрудничество с НИИ, занимающимися разработкой новых лекарств. Гендиректором этой компании назначен Наиль Хамидуллин, ранее гендиректор «Макиз-Фармы». Продвижение продукции будет возложено на Stada Marketing, которую возглавит Любовь Сиземова, ранее директор департамента продаж и маркетинга «Нижфарма». Производственные площадки холдинга — «Нижфарм» (Нижний Новгород), «Макиз-Фарма» (Москва) и «Скопинфарм» (Рязанская область) — сохранят свои бренды. Рестайлинга препаратов, выпускаемых на этих площадках, не планируется. До конца текущего года перевод всех существующих обязательств на новые юридические лица должен быть завершен, отмечают в компании.

После приобретения Stada в 2007 году «Макиз-Фармы» рост выручки составил порядка 50%, достигнув 155 млн евро, и такой масштаб операций во многом определил необходимость реорганизации бизнеса и создания холдинга, объясняет гендиректор «Нижфарма» Дмитрий Ефимов. «Реструктуризация позволит существенно повысить управляемость и эффективность нашего бизнеса в России и странах СНГ, — надеется он. — При этом создание холдинга перспективно и с точки зрения потенциальных будущих приобретений и их встраивания в общую структуру».

Гендиректор DSM Group Александр Кузин отмечает, что когда Stada приобрела в России такие крупные активы, как «Нижфарм» и «Макиз-Фарма», управлять образовавшейся структурой стало сложно. Объединение же их в единый холдинг даст синерический эффект, полагает эксперт. Однако, г-н Кузин сомневается в целесообрзаности разделения процессов развития продуктового портфеля и маркетинга. «Со временем Stada Pharm Development и Stada Marketing могут быть объединены», — полагает он.

«Подобная структура построения бизнеса не является уникальной для стран Европы, в частности, крупные холдинги, построенные по принципу горизонтальной интеграции, можно встретить в Германии, — отмечает директор по продажам в России компании Bayer Schering Pharma Григорий Кохреидзе. — Для России же более привычно построение вертикально интегрированных компаний». Г-н Кохреидзе считает, что новый для российского фармрынка принцип вполне может быть эффективным: «Основными преимуществами такой корпоративной структуры можно назвать расширение портфеля препаратов и максимально быстрый вывод на рынок новых продуктов. Однако на первый взгляд назвать малозатратной ее нельзя». В «Нижфарме» назвать затраты на реструктуризацию бизнеса отказались.

Директор департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов добавляет, что Stada готовится вывести продукцию, производимую в России, на рынки стран СНГ и Европы. «С локальными брендами «Нижфарму» и «Макиз-Фарме» продвигать продукцию в других странах будет сложно, а имя Stada, являющейся пятой в мире дженериковой компанией, позволит это осуществить более успешно», — считает он.

www.rbcdaily.ru/