АГРОТЕКСТИЛЬ: прогноз спроса на российском рынке


В настоящий момент рынок потребления агротекстиля в России находится на стадии своего формирования. В будущем это будет массовый крупнотоннажный рынок.


Факторы, влияющие в целом на развитие рынка агротекстиля

Динамика производства агротекстиля в России будет способствовать развитию потребления данной продукции в стране. В настоящий момент рынок потребления агротекстиля в России находится на стадии своего формирования. Следовательно, каждое новое производство формирует рынок, способствует резкому увеличению объемов потребления агротекстиля в России.

Еще одним важным фактором, который влияет на динамику потребления агротекстиля в России, является информационная поддержка реализации продукции. Инновационный характер использования агротекстиля в России свидетельствует о слабой информированности потребителей (аграрных хозяйств и частных потребителей) относительно свойств и качеств продукции. На рынке, где более половины реализации продукции приходится на частных потребителей (физических лиц), информационная составляющая приобретает очень важное значение. Рынок укрывных материалов в России – рынок с большими традициями использования материалов-субститутов (полиэтиленовой пленки, прежде всего).  Учитывая тот факт, что абсолютная стоимость агротекстиля превышает стоимость полиэтиленовых пленок, дополнительная информация о преимуществах агротекстиля приобретает первоочередное значение для потребителя при выборе продукции. Чем больше будет насыщено информационное поле потребителей описанием достоинств и свойств агротекстиля, тем более динамично будет развиваться его потребление.

Необходимо отметить и технологическую составляющую развития рынка агротекстиля в России. Со стороны потребителей часто возникают жалобы на агротекстиль, произведенный на линиях старого образца (маломощные линии). Это в некоторой степени «тормозит» развитие потребления данной продукции. Однако, новые предприятия по выпуску агротекстиля (например, «Авголь Рус» и «Регент») обладают уже высокопроизводительными линиями следующего поколения. Это позволит повысить качество предлагаемого на рынке агротекстиля  и увеличить его потребление.

В настоящий момент, на этапе вхождения в рынок агротекстиля в качестве укрывного материала давление со стороны материалов-субститутов (полиэтиленовых пленок) максимально. Однако, обладая неоспоримыми техническими преимуществами и при информационной поддержке со стороны дилеров и производителей агротекстиль с каждым годом будет все больше ослаблять это конкурентное давление.

С выходом новых производств и с планируемым выходом других производителей на рынок агротекстиля в России конкуренция между ними будет возрастать, тем самым будет снижаться стоимость агротекстиля. Учитывая, что данный продукт имеет высокую эластичность спроса от цены, можно прогнозировать при снижении его стоимости увеличение объемов потребления агротекстиля  - появление новых потребителей, которые ранее потребляли материалы заменители, ориентируясь на их более дешевую стоимость.

Факторы, влияющие на потребление агротекстиля отдельными группами потребителей (аграрные предприятия и частные потребители).

Аграрные предприятия.

Динамика развития потребления среди овощеводческих хозяйств России зависит от наличия оборотных денежных средств у данных организаций. В настоящий момент, аграрные предприятия в России испытывают по данному показателю явный дефицит, что выливается в ограниченность потребления не только агротекстиля, но и других сырьевых  и обслуживающих материалов. Аграрные предприятия производят закупки в больших объемах, чем отдельные частные потребители (физические лица). Следовательно, при наличии дефицита оборотных средств, затруднительно вложить одновременно большую сумму и получить лучший долговременный экономический эффект, чем при закупке более дешевых полиэтиленовых пленок, использование которых в 2-3 года не произойдет и потребление агротекстиля аграрными предприятиями будет развиваться в рамках логики развития всего рынка агротекстиля и промышленности России в целом. 

Однако, в настоящий момент в России существует программа помощи сельскому хозяйству – «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы». Данная программа предусматривает финансирование из федерального бюджета суммы в размере 551,3 млрд. рублей и из бюджетов субъектов федерации - 544,3 млрд. рублей в течении 4 лет. Одной из целей программы является привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008 - 2012 годы в размере 946,8 млрд. рублей.

Успешная реализация данной программы позволит увеличить применение современных решений, материалов и технологий в аграрном секторе России, в том числе и агротекстиля.

Частные потребители.

Главным фактором, влияющим на развитие рынка потребления агротекстиля в частном секторе, является платежеспособность населения. Чем больше у населения свободных средств, выше уровень жизни , тем больше современных материалов он может покупать, тем больше он может вкладывать в долгосрочные проекты, выгодные с течением времени, а не в краткосрочные результаты, более затратные в течении длительного времени. Это справедливо и для использования агротекстиля в частном секторе экономики России. При повышении уровня жизни объем потребления агротекстиля будет дополнительно увеличиваться.

Количественные показатели

С 2007 г. по 2015 г. объем производства агротекстиля в России увеличиться с 1 990 тонн до 14 630 тонн, т.е. в 7,4 раза. 


 
До 2012 г. прогнозируется бурное развитие рынка агротекстиля в России со средними ежегодными показателями роста объемов производства 35,0%. С 2013 г. рост объемов производства немного сократиться под воздействием определенного насыщения рынка, ограничения производственных мощностей у компаний до 18,0% ежегодно. Рост объемов потребления агротекстиля в России с 2007 г. по 2015 г. немного ниже производства данной продукции и составит 26-30% в год.

С анализом российского рынка агротекстиля Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок агротекстиля в России».

Автор:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru

Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование