НОВЫЙ ПРОЕКТ ROCKWOOL СТАРТОВАЛ В "АЛАБУГЕ"


В начале июня 2008 в Особой экономической зоне "Алабуга" состоялась торжественная церемония закладки первого камня нового завода компании Rockwool в России. Он должен стать самым мощным предприятием по производству теплоизоляции в мире…


4 июня 2008 в Особой экономической зоне "Алабуга" состоялась торжественная церемония закладки первого камня нового завода компании Rockwool в России. Он должен стать самым мощным предприятием по производству теплоизоляции в мире. Спрос на теплоизоляцию в стране растет, и производители друг за другом реализуют проекты по ее выпуску. Одним из наиболее привлекательных регионов для размещения предприятий этого профиля стал Татарстан.

Недавно российское Правительство объявило о значительном росте тарифов на электричество и газ в течение ближайших нескольких лет. Предстоящий рост эксперты уже охарактеризовали как "взрывной". Кроме очевидных целей, преследуемых авторами "новации", предпринимаемые меры должны стимулировать снижение энергоемкости производства, снижение издержек потребления энергоресурсов.

Повышение энергоэффективности предопределит долгосрочные перспективы развития экономики, указывалось в Энергетической стратегии России, принятой на период до 2020 года. На республиканском уровне местное видение путей решения проблемы было отражено в двух программах по энергоресурсоэффективности. Последняя из них рассчитана на период до 2010 года. В одном из ее положений заявлена необходимость повышения энергоэффективности зданий с помощью теплоизоляционных материалов. Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов назвал активное применение теплоизоляционных материалов продолжением "нашей идеологии, изложенной в программе".

Спрос на эту продукцию в России будет только расти, прогнозируют эксперты.

По данным маркетингового агентства Discovery Research Group, на долю России приходится около 4% мирового потребления всех видов теплоизоляционных материалов. Весь мировой рынок теплоизоляции оценивается в $20-25 млрд. По мнению экспертов, уже в ближайшие 10-12 лет он может удвоиться, так как применение теплоизоляционных материалов в строительстве станет практически обязательным. Если же говорить о России, то общая потребность в утеплителях для всех отраслей хозяйства страны, по расчетам, достигнет к 2010 году 50-55 млн. кубометров, в том числе в жилищном строительстве - 18-20 млн. кубометров.

Участники российского рынка теплоизоляции связывают перспективы его роста с улучшением инвестиционного климата, развитием производства, увеличением объемов строительства. В Татарстане эти тенденции заметнее, чем во многих других регионах.

Республика реализует ряд программ, которые делают теплоизоляцию товаром повышенного спроса. Объем строительства жилья в Татарстане в 2007 году достиг рекордного уровня 2 млн. 041 тыс. кв. метров. Прогнозные цифры на ближайшую перспективу еще более впечатляющи.

С 2008 года в республике стартовала четырехлетняя программа по капитальному ремонту многоквартирного жилья. Ее финансирование из разных источников, в том числе федерального бюджета, составит более 17 млрд. рублей. Хотя утепление домов не входит в основной перечень расписанных по программе работ, активным "лоббированием" этого мероприятия занимается министр строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Марат Хуснуллин. Он неоднократно заявлял, что государство предоставит "утепляющимся" различные формы льготного кредитования.

Руководство Татарстана позиционирует республику как привлекательную инвестиционную площадку с удобным географическим положением. Благоприятный климат для бизнеса создан в Особой экономической зоне "Алабуга", предоставляющей резидентам не только широко развитую инфраструктуру, но и ряд налоговых льгот. Этими преимуществами уже воспользовался ряд компаний, получивших статус резидентов ОЭЗ, в том числе и Rockwool.

Инвестиции Rockwool в строительство завода, в основание которого вчера заложили первый камень, составят 125 млн. евро. Эта крупнейшая в истории Группы компаний Rockwool сумма, вложенная в создание нового производственного предприятия. Объемы выпуска продукции составят 100 тыс. тонн в год с возможностью установки второй производственной линии, которая увеличит мощности вдвое. Завод будет выпускать теплоизоляционные материалы из каменной ваты для утепления кровель, фасадов, полов и перекрытий зданий и сооружений, а также огнезащитные и звукопоглощающие плиты. Основным потребителем продукции станет Татарстан, сообщили в компании. По словам генерального директора российского подразделения Rockwool Ника Винса, завод в Татарстане станет "номером один" в области инноваций, используемых в производстве теплоизоляции из каменной ваты в мире.

В ознаменование события Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, президент Rockwool Элко ван Хил и руководитель территориального управления РосОЭЗ по РТ Тимур Шагивалеев поместили звезду на большой глобус, где уже были отмечены подобным образом 23 действующих в мире завода компании.

Впрочем, проекты по производству теплоизоляционных материалов реализуются в Татарстане и в условиях, не требующих за "право на вход" столь масштабных инвестиций.

По данным Минстроя РТ, теплоизоляционные материалы в республике производятся на 17 предприятиях. В основном это изделия из пенополистирола. Общая проектная мощность предприятий по производству беспрессового пенополистирола (ППС) составляет около 350 тыс. кубометров в год, экструдированного пенополистирола - 110 тыс. кубометров в год (на Химическом заводе им. Карпова в Менделеевске).

 На сегодняшний день в республике функционируют три предприятия по выпуску теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна. Это ООО СМП "Механика", ООО "Гринвул" в Казани, ООО "Завод ТЕХНО" в Заинске общей проектной мощностью 1500 тыс. кубометров в год.

Повышенный спрос на современные виды теплоизоляции позволяет ведущим зарубежным компаниям успешно продавать свою продукцию в России. По оценкам экспертов, европейские производители контролируют более 70% отечественного рынка изоляции.

Самые крупные игроки на рынке теплоизоляционных материалов - URSA, Saint-Gobain и Rockwool. По оценкам аналитиков, позиции лидеров распределяются таким образом: URSA Евразия - 30% рынка, Rockwool International - 25% и Saint-Gobain Isover - 15%. Вчера руководители Rockwool не уточнили, какую, по их собственным расчетам, часть российского рынка они занимают, однако отметили, что с появлением нового завода эта доля должна вырасти.

Крупные игроки на строительном рынке, потребляющие значительную часть утеплителей, чаще выбирают качественную импортную продукцию, чем теплоизоляцию российского производства. Для выпуска качественных утеплителей необходимо модернизировать производство (то есть потратить на современную линию около 12-15 млн. евро).

В последние годы российские компании приступили к строительству и модернизации заводов по производству теплоизоляционных материалов, что должно неизбежно сказаться на повышении качества их продукции. По мнению экспертов Discovery Research Group, в краткосрочной перспективе это приведет к замедлению, а в дальнейшем - к остановке процесса потери рыночных позиций российскими производителями, так как они смогут успешно конкурировать с западными компаниями. Кроме того, не стоит забывать и о росте государственных инвестиций в строительную сферу: в первую очередь на госзаказы могут рассчитывать именно российские производители.

В этих условиях иностранные компании активно переходят от импорта и дистрибуции к производству и дистрибуции. Преимущество такой стратегии заключается в снижении затрат на логистику и таможенные пошлины, что уменьшает конечную цену продукта и сокращает сроки доставки его к потребителю. По данным специалистов, доставка и прохождение таможенного контроля увеличивают стоимость 1 кубометра теплоизоляции почти вдвое - с $5 до $9.

Сегодня объем российского рынка теплоизоляционных материалов составляет 17 млн. кубометров. Структура производства утеплителей в России близка к структуре, сложившейся в экономически развитых странах мира, где волокнистые утеплители занимают 60-80% от общего выпуска теплоизоляционных материалов. По оценке экспертов, около 30% занимает шариковый пенопласт. Оставшаяся часть рынка поделена между разными видами минеральной ваты: приблизительно 30% занимает стекловолокно и 40% - каменная вата. Согласно прогнозам, доля изделий из каменной ваты ежегодно будет увеличиваться на 3-5% за счет сокращения доли материалов из стекловолокна и пенопласта. Самым активным считается сегмент экструдированного пенополистирола, потенциал которого, по оценкам специалистов, ежегодно увеличивается на 25-30%.

www.e-vid.ru