GOODYEAR ДАЛИ ЗЕМЛЮ В РОССИИ


Американский шинный концерн The Goodyear Tire & Rubber Company планирует строительство завода в Ярославской области с инвестициями $200 млн. Но в Ярославле уже есть шинный завод, который находится под контролем лидера российского шинного рынка - компании "СИБУР — Русские шины". Если последний воспротивится проекту, а Goodyear не пойдет на создание СП с ним, то американцам придется искать другой регион для завода, считают эксперты.


К двум уже работающим в России западным производителям шин – французскому Michelin и финскому Nokian Tyres – может присоединиться американский производитель Goodyear. Шины концерна уже производились в России, но не им самим: "Ярославский шинный завод" делал их по системе off-take (за комиссионные).

 Но теперь американцы хотят производить свою продукцию самостоятельно: в конце апреля они попросили губернатора ярославской области Сергея Вахрукова выделить земельный участок под завод мощностью до 5 млн шин в год и стоимостью $200-250 млн. По информации источников газеты "Коммерсант", просьба была удовлетворена: около двух недель назад под будущий завод Goodyear был выделен крупный земельный участок площадью около 70 га. Мало того, губернатор даже донес этот проект до ушей нового президента: после того, как Вахруков попросил Дмитрия Медведева дать Goodyear инвестиционные льготы, последний поручил Минпромторгу заняться этим вопросом.

Расположение будущего завода объясняется в первую очередь тем, что Ярославская область недалека от Ленинградской и Московской, где формируются иностранные автосборочные кластеры.


"Сибур" не хочет подвинуться

В компании "СИБУР — Русские шины", который владеет "Ярославским шинным заводом", появлением западного конкурента недовольны. Замгендиректора компании Игорь Караваев сказал газете "Коммерсант", что "государству следует поддерживать в первую очередь отечественных производителей и создавать условия для инновационного развития российских предприятий". Он ссылается на китайский опыт: "Власти Китая пускают на свой рынок иностранных производителей шин только в том случае, если они создают СП с местными игроками и передают им свои технологии". Такую схему сотрудничества Сибур-РШ готова предложить новому соседу, предоставив Goodyear инфраструктуру и площади своего завода для создания СП.

Но эксперты, опрошенные "Коммерсантом", сомневаются, что Goodyear пойдет на создание совместного предприятия с СИБУРом, напомнив, что Michelin и Nokian самостоятельно строили в России свои заводы. А единственное в отрасли СП Московского шинного завода с немецким Continental окончилось неудачей. Аналитики допускают, что СИБУР-РШ может использовать свой административный ресурс для противодействия постройке завода, но это не остановит Goodyear, который, скорее всего, просто найдет место для завода в другом регионе.

Крепкая резина

Шины Goodyear – первые американские шины из синтетического каучука. С начала производства в 1903 году шины GoodYear, особенно модель Aquatred с уникальным акваканалом, получили самое большое число наград за всю историю. В России шины Goodyear уже достаточно популярны за счет своей высокой надежности и долговечности. Доля шин Goodyear среди всех шин, импортируемых Россией, в 2006 г. составляла 17%.


Российский шинный рынок

По данным на 2007 г., годовой объем рынка легковых шин в России оценивается в $1,2-1,5 млрд, или 35-40 млн штук. На долю трех крупных игроков - "Сибура", "Амтел-Вредештейна" и "Нижнекамскшины" - приходится около 85% отечественного шинного производства. Но на мировом рынке российские компании пока занимают скромные позиции: российский лидер "Сибур - Русские шины" находится лишь на 17-м месте в мировом рейтинге шинных компаний. Мировые же лидеры - Bridgestone, Michelin и Goodyear - вместе занимают более 57% рынка.


Западные шины в России

В целом эксперты объясняют интерес Goodyear к России расширяющейся иностранной автосборкой и растущим автопарком. Приоритетным сегментом рынка является премиальный, в котором работают только крупные западные производители.

Действительно, оба крупных западных игрока - французская Michelin (в 2003 г. открывшая в подмосковном Давыдове свой первый завод) и финская Nokian (которая в 2005 г. построила предприятие во Всеволжске) концентрируют свои усилия на премиальном сегменте.

В этих условиях российские компании могут оказаться вытеснены в низший ценовой сегмент, а это означает утрату перспектив развития. Российские шинники это понимают. Доказательство тому - пример компании "Амтел", продавшей в 2005 г. Красноярский шинный завод и купившей голландскую шинную корпорацию Vredestein Banden для того, чтобы перейти из ниши низкокачественных, дешевых шин в премиальный сектор рынка.


www.rb.ru