Автомобилям - чистое дыхание


С 22 апреля 2006 г. введен в действие первый принятый Правительством РФ специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Три года понадобилось специалистам НАМИ, чтобы доказать необходимость первоочередной разработки данного проекта технического регламента…

Срочность принятия специального регламента в обход общих (регламентов) обусловлена все ухудшающейся экологической обстановкой в стране. Так в прошлом году выбросы автомобильным транспортом вредных веществ достигли рекордной отметки - более 24 тыс. т. Вводимый в стране специальный регламент оговаривает основные технические характеристики топлива, необходимые для неукоснительно-обязательного выполнения требований к уровню вредных выбросов.
В настоящее время Россия применяет Правила ЕОК ООН, устанавливающие экологические требования к легковым (Евро-1) и грузовым (Евро-2) автомобилям. Только в результате выпуска автобусов и грузовых автомашин, отвечающих нормам Евро-2, снижена концентрация в воздухе вредных выбросов в 3 раза, а намеченное полномасштабное производство легковых автомобилей по Евро-1 должно привести к уменьшению выбросов в 10 раз. Между тем, в странах-членах Европейского Союза еще 5 лет назад вступили в силу нормы Евро-3, которые на 35-40% жестче норм Евро-2, а с января 2005 года Евро-4 - на 65-70% жестче «предшественника».
Принятие и введение в действие специального регламента дает уверенность и надежду, что объявленный Законом № 184-ФЗ от 27.12.02 «О техническом регулировании» процесс замены «устаревшей» нормативной базы (система ГОСТов) в стране «пошел» (лед тронулся). Более того, с момента вступления в силу регламента в стране должен обеспечиваться стопроцентный выпуск автомобильной техники экологического класса Евро-2.
Примечательно, что первый в стране регламент прецедентен. Несмотря на то, что ФЗ «О техническом регулировании» исключает непрямое действие документа, устанавливаемые техническим регламентом требования к выбросам загрязняющих автотранспортными средствами веществ в максимальной степени гармонизированы с международными принципами нового европейского подхода. В регламенте предусмотрено включение Правил ЕЭК ООН в виде ссылочных документов. Такой подход во взаимоотношениях между техническим регламентом и другими нормативными документами согласуется с позицией отраслевых комитетов Госдумы, некоторых отраслей промышленности, Союза Промышленников и Предпринимателей России, а также с директивами Европейского сообщества.
Дальнейшая работа в сфере технического регулирования в области автомобилестроения представляется как создание технических регламентов, обеспечивающих социально приемлемый уровень безопасности продукции автомобилестроения на всех стадиях ее жизненного цикла - от производства новой техники до ее утилизации.
Но это только светлое будущее. За три года «работы» ФЗ-184 из 86 запланированных регламентов принят всего только один (!), к тому же несколько ущербный в части процедуры утверждения. Полноценный техрегламент должен быть оформлен в виде федерального закона либо, если он носит международный характер, ратифицирован парламентом. На подходе в разной степени готовности семь общих технических регламентов. Среди них регламенты о пожарной, биологической, экологической и ядерной безопасности, эксплуатации и утилизации машин и оборудования. Но даже если в этом году и будет принят хотя бы еще один регламент, он сможет «заработать» не ранее марта месяца 2007 года!
Необходимо, однако, отметить, что в отличие от техрегламентов разработка национальных стандартов осуществляется в соответствии с утвержденной Программой. Так в 2005 году утверждено 450 стандартов и 130 изменений к стандартам действующим. Причем 51,7% поступивших в этом году стандартов прямо или косвенно устанавливает требования безопасности.
Нет слов, ГОСТы стареют. Замена старой нормативной базы на новую, отвечающую требованию времени, идет трудно. Но со временем приходит опыт разработки такого рода документов. Наверное, поэтому Минпромэнерго уверенно заявляет, что к 2010 году в России будет действовать 300 технических регламентов, профинансированных из федерального бюджета. Хочется верить.

Л.Д. АДЛЕР, директор ФГУ «Оренбургский ЦСМ», Заслуженный метролог РФ

По материалам www.orfi.ru