Шесть антибиотиков достигают ежегодных объемов продаж более чем 1 млрд. долларов каждый. Растущая медицинская проблема – рост устойчивости возбудителей внебольничных и нозокомиальных инфекций к антимикробным препаратам – представляет собой новую и расширяющуюся возможность рынка. Резистентность к антиинфекционным химиопрепаратам приводит к тому, что многие антимикробные препараты теряют свою эффективность, в то время как перечень товаров-заменителей является относительно узким. Что касается непосредственно рынка антибиотиков цефалоспоринового ряда, то мировые продажи этой группы антибиотиков оцениваются в 9,7 млрд. долларов ежегодно. Наибольшую долю составляют цефалоспорины для перорального применения, в то время как доля антибиотиков цефалоспоринового ряда для парентерального введения охватывают около 27% рынка, составляя 2,6 млрд. долларов. В настоящее время существует большое количество препаратов-дженериков в сегменте парентеральных цефалоспоринов. Так, только в период с марта 2000 года по сентябрь 2006 года FDA (Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США) одобрило 28 антибиотиков-дженериков в сегменте парентеральных цефалоспоринов: в подгруппе цефотаксима (5 препаратов), цефазолина (4), цефуроксима (2), цефтриаксона (14) и цефокситима (3). Появление препаратов-дженериков значительным образом сказывается на снижение продаж оригинальных препаратов. Так, например, компания Roche, получившая патент на выпуск препарата Роцефин до 2005 г. и имевшая выручку от продаж данного препарата в 2003 и в 2004 годах равную более чем 1 млрд. долларов, столкнулась в 2005 г. с резким падением выручки (до 746 миллионов долларов) за счет вывода на рынок препаратов-дженериков. Компания Lupin была первой, которая получила одобрение FDA на свою версию антибиотика-цефтриаксона, в то же время свои версии данного препарата имели компании Sandoz, Orchid и Baxter. Основной патент на препарат Максипим (цефепим гидрохлорид) истек в марте 2007 года, хотя существует еще 2 патента на этот препарат, срок действия которых до февраля 2008 года. Ниже представлены основные положительные характеристики, которые присущи рынку антибиотиков в целом: 1. Значительный рост рынка в стоимостном исчислении за счет появления новых более дорогих видов препаратов, своего рода плата за новые дополнительные свойства препаратов. Например, стоимость антибиотика Зивокс (действующее вещество Линезолид, антибиотик группы оксазолидинонов), одного из последнего препарата ввденного в медицинскую практику, составляет на российском рынке около 2000 рублей (суспензия в пакете 2мг/мл 300мл №1). 2. Рост рынка обуславливается увеличением числа пожилых людей и других лиц, для которых характерен относительно слабый иммунитет. В то же время для рынка антибиотиков характерен ряд факторов, позволяющий оценивать его как относительно непривлекательный рынок: 1. Короткий жизненный цикл товара (ЖЦТ); 2. Антимикробная терапия является острой, а не хронической, что сказывается на колебании спроса на антибиотики; 3. Рынок находится на стадии зрелости, что характеризуется относительно низкими темпами роста и высокой степенью конкуренции в группе препаратов одной подгруппы (антибиотиков-дженериков); 4. Рыночная эффективность реализации препараты зависит от его эффективности в клинических испытаниях; 5. Ограничения использования определенных антибиотиков со стороны вышестоящих институтов. Остановимся на более подробном рассмотрении отдельных отрицательных тенденций рынка.
|