— Когда ожидаете решения? — Не знаю. Честно говоря, вообще не ожидаю. Во-первых, не выработан механизм оценки размеров необходимой поддержки, ее эффективности. Во-вторых, количество заявок превышает бюджет Российской Федерации, денег не хватит даже на все системообразующие предприятия. В химической отрасли поддержку получат, думаю, только крупные производители минеральных удобрений. — Какие у вас есть проекты по диверсификации производства? — Мы два года занимались проектом производства чешуированного хлористого магния. В 2009 году специально созданное на площадке «Каустика» ООО «Никомаг» заработает на полную мощность, объемы производства составят 25—30 тыс. т, которые большей частью пойдут на экспорт. Выручка ожидается в размере 120 млн руб. Это продукт с невысокой добавленной стоимостью, и цена на него, конечно, не очень хорошая. Но на что она сейчас хорошая? — Вы же собирались производить металлический магний? — Да, изначально проект планировали реализовать совместно с ОК «Русал». Но потом они переориентировались с этими планами на соседний завод «Химпром» (миноритарный акционер «Химпрома» — «Ренова Оргсинтез» Виктора Вексельберга, который в 2006 году объединил свои алюминиевые активы с «Русалом» Олега Дерипаски. — «РБК weekly Юг»), но сейчас эту программу закрыл. Думаю, она больше не возродится. Мы реализовывали проект самостоятельно, но решили отказаться от металлического магния, так как при его производстве выделяется большое количество хлора, у нас и так его переизбыток. В проект мы уже вложили 400 млн руб. собственных средств. Впоследствии планируем хлористый магний не продавать, а перерабатывать в оксид и гидроксид магния (10 и 25 тыс. т соответственно), годовая выручка после запуска этого производства должна составить 2,5—3 млрд руб. Мы запрашивали у государства 2 млрд руб. помощи для реализации этого проекта, так как пока сами не можем его профинансировать. Не поможет, будем ждать восстановления банковской ликвидности. — У «Каустика» недавно появилось дочернее предприятие ООО «Аурат-НВ», это один из новых проектов? — Это совместное предприятие с московской компанией «Аурат», российским лидером в производстве коагулянтов. Мы планируем создать производство нового класса коагулянтов, используемых при водоочистке и водоподготовке. Это перспективный продукт, а для нас он интересен еще потому, что производство будет потреблять часть нашего хлора. Объемы выпуска составят 100 тыс. т, выручка — 1—1,5 млрд руб. Необходимые инвестиции — 600 млн руб. Проект реализуется строго по графику, намеченному до кризиса, запуск завода состоится в конце 2010 года. Новые производства необходимы хотя бы для того, чтобы быть более-менее конкурентоспособными с иностранными производителями. Построенные в советское время заводы неэффективны. На «Каустике» годовая норма выработки на человека составляет 1,2 млн руб. В наших новых проектах она повышена до 100 тыс. евро. Но это тоже небольшой показатель, мировые лидеры имеют 800 тыс. евро. — Почему вы так отстаете, ведь новые заводы строятся с нуля? — Масштабы не те, они маленькие. Вот в проекте нефтехимического комплекса (был презентован на форуме «Кубань-2006», предполагал создание производства поливинилхлорида, полиэтилена и пропилена суммарной мощностью 1,35 млн т, оценивался в 70 млрд руб.) мы закладывали норму выработки 700 тыс. евро на человека. — Вы от него отказались? — Он затормозился еще до кризиса. Банки для открытия финансирования требовали долгосрочных, на 10—20 лет, договоров по поставке сырья. Для этого комплекса необходимы 2 млн т нефтепродуктов в год. Но ЛУКОЙЛ отказался заключать договор, а его Волгоградский НПЗ (ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка») — единственный источник сырья в таких объемах. — Это 20—25% от производимых НПЗ нефтепродуктов. Наверное, для ЛУКОЙЛа это означало ослабление позиций на местном розничном рынке, где он доминирует? — Скорее позиций на внешних рынках, так как значительная часть нефтепродуктов НПЗ экспортируется. — Что с проектом теперь? — В 2013 году «Транснефтепродукт» планирует ввести нефтепродуктовод «Юг» от Сызрани до Новороссийска, который пройдет в 15 км от нашей точки. Согласовано прохождение трассы, началось проектирование, его мощность 10 млн т в год. Мы надеемся, что он станет источником. www.rbcdaily.ru |