Проникновение стеклопластика на оконный рынок можно было в лучшем случае охарактеризовать как медленное. Первоначально производители воспринимали пултрузионный стеклопластик в большей степени в качестве отдельного конструкционного компонента, нежели цельной оконной конструкции. Компания Andersen Windows была первой, кто внедрил профиль в массовое производство, используя свой профиль Flexiframe для изготовления наружной части окон с фиксированной рамой. В этом продукте дерево использовалось для изготовления внутренней части, а стеклопластик – для наружной. Подобный окрашенный профиль до сих пор используется в больших количествах. Производители окон постепенно использовали отдельные компоненты профильных конструкций во все большем количестве, до тех пор, пока не было освоено изготовление единой оконной системы. Интересен тот факт, что именно производители деревянных окон признали пултрузионный стеклопластик материалом «нового поколения». Производители окон находятся в постоянном поиске материалов и дизайнерских решений, которые бы отличали их продукцию от продукции прочих изготовителей. На сегодняшний день большинство потенциальных возможностей применения композиционных технологий конкурируют с деревом, как материалом, в пользу которого производители окон делают свой выбор чаще всего, большинство же производителей окон считают стеклопластик качественным материалом, лучше всего приспособленным для создания новых оконных систем. Пултрузия. Пултрузионным продуктам было совсем не легко выйти на рынок производителей окон. Прежде необходимо было добиться соответствия серьезным запросам производителей. Во-первых, было необходимо производить тонкостенные пултрузионные профили сложной формы со скоростью, позволяющей стеклопластику конкурировать с традиционными материалами по цене и внешним параметрам. Особой задачей было формование непрерывного стекломата на большой скорости без возникновения заминов при низком проценте брака. Чем выше скорость обработки, тем ниже трудозатраты и производственные издержки, и тем проще композиционному профилю конкурировать с экономической точки зрения. Раньше не вызывало удивления, то, что некоторые производители пултрузионного профиля получали процент брака более 10%. Многие производители прибегали к разным технологиям с целью повысить скорость формования, и увы, многие из них вынуждены были отказаться от этой идеи в условиях низких рыночных цен. Многие решили, что проще производить традиционный профиль, чем конкуренция на соответствие рыночным запросам путем выработки больших объемов при низком уровне рентабельности. Вы не можете терять деньги на каждом футе или метре и возмещать их за счет объема. Кроме того благодаря качественной технологии формования пултрузионщик может быть уверен в стабильном качестве и прочности производимого профиля. Другой вопрос, требующий решения – это ускоренное отверждение позволяющее сократить производственный цикл и обеспечить визуальное качество поверхностной обработки максимально близкое к ПВХ. Для этого производители должны подобрать нужное соотношение термореактивной смолы и подходящего катализирующего комплекса и рассчитать температуру для каждой области нагрева таким образом, чтобы добиться быстрого отверждения и легкого извлечения профиля из фильеры. Легкость выхода из фильеры обеспечивает качественный внешний вид профиля. В больших внутренних сегментах и оправках, многие производители обнаружили, что нагревательные трубки матриц наряду с однородным и полным отверждением, способствующим лучшему качеству последующей отделки: нанесения покрытия или окраски, способствуют сокращению самого производственного цикла. Окраска, либо нанесение покрытия на профиль практически всегда необходимы для придания стойкости к атмосферным явлениям и перепадам температур. Первоначально, производители профиля передавали работы по окраске сторонним организациям, однако высокая стоимость работ подрядчиков при низком уровне рентабельности не способствовали успешным продажам. Некоторые использовали полиуретановые покрытия, не смотря на их экологическую небезопасность. Другие производители разработали и запатентовали систему нанесения защитного покрытия спеканием, тем не менее, так и не использовав ее в производстве профиля. И только очень немногие пултрузионщики разработали и внедрили собственные мощности по конечной отделке профиля. Большинство использует акриловую краску на водной основе, которая не представляет опасности для окружающей среды и имеет достаточную адгезию и атмосферную стойкость, в то время как некоторые из производителей окон предпочитают заниматься окраской самостоятельно. Со временем, для того, чтобы преуспеть в реализации продукции фирмам-производителям приходится заниматься разработкой новых возможностей в сфере вариантов конечной отделки и усовершенствований в технологии производства. Показатели среднегодового роста рынка. Согласно маркетинговому исследованию Друкера за 2004 год, рынок алюминиевых окон сокращается со скоростью 5% в год. Большинство экспертов признают, что алюминиевые окна исчезнут с рынка примерно в течение 5-10 лет. В то же время рынок деревянных окон сокращается со скоростью 3% в год. С другой стороны, рост рынка ПВХ продолжается, хотя теперь со скоростью только 2,5% в год, в то время как в предыдущие годы его рост составлял 20-40% в год. Совершенно очевидно, что пик ПВХ уже миновал. Согласно тому же исследованию темпы роста рынка композиционных материалов составляют 37% в год. Исследование не вычленяет отдельно стекловолокно от смешанных древесных композитов и термопластов, но совершенно ясно, что композиционные и стеклопластиковые оконные профили заняли свое место на сегодняшнем рынке. К сожалению, большинство исследований недооценивают объемы использования стекловолокна, потому что содержание его редко подсчитывается. Существует много производителей, которые используют единственный отдельный стеклопластиковый профиль в оконных конструкциях сложного дизайна с использованием целого комплекса материалов.
|