Выбор как проблема В целом, украинский рынок термопластавтоматов со всеми основаниями можно назвать достаточно насыщенным. Насыщался он в несколько этапов. Наиболее активное участие в этом приняли два отечественных предприятия (Хмельницкий «Термопластавтомат» и одесский «Прессмаш»), имевшие полный комплекс оборудования по производству ТПА еще в советское время. Вторую волну можно назвать германской: Украина с 1990 г. активно насыщалась б/у агрегатами Kuassy. Немецкое качество, зачастую, требовало лишь замены манжетов гидравлики и системы управления, после чего агрегаты пополняли собой парки украинских литьевых компаний. Далее поток новых ТПА утратил однородность: уже не в прежнем объеме, но все же реализовывались отечественные ТПА, поставлялось б/у и новое европейское оборудование, весьма активно стала продвигаться азиатская техника. Образовались ценовые и качественные сегменты, на сегодняшний день вполне оформившиеся. Вместе с ними оформилась и проблема выбора, воплощающаяся на практике в ряд оппозиционных комбинаций и альтернатив: один «дорогой» ТПА – несколько «дешевых», один новый - несколько б/у, один европейский автомат – несколько азиатских и т.д. С приходом каждой новой волны оборудования, каждого нового поколения ТПА выбор становился все сложнее. Первый этап постижения этой сложности заказчиками ТПА был успешно пройден: в Украине азиатское оборудование уже почти никогда не приобретается только по причине ограниченности средств, а европейское (также: почти никогда) не покупается из имиджевых соображений. Таким образом, иерархия критериев выбора ТПА, по сути, обрела общеевропейский характер. В соответствии с ней, наиважнейшим является критерий экономической целесообразности. Ее расчет начинается с целесообразности функциональной.
|