НА ГЛАВНУЮ 

КОТАКТЫ  

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    
СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Анализ рынка сывороточных белков в России
Рынок кормовых отходов кукурузы в России
Рынок рынка крахмала из восковидной кукурузы в России
Рынок восковидной кукурузы в России
Рынок силиконовых герметиков в России
Рынок синтетических каучуков в России
Рынок силиконовых ЛКМ в России
Рынок силиконовых эмульсий в России
Рынок цитрата кальция в России
Анализ рынка трис (гидроксиметил) аминометана в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ПОИСК В РАЗДЕЛЕ    

Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МОТОРНЫЕ МАСЛА, смазочные нефтяные и синтетич. масла, используемые в поршневых (карбюраторных и дизельных), а также газотурбинных (см. Газотурбинные масла) двигателях для уменьшения трения скольжения и износа деталей и узлов, отвода тепла от трущихся пов-стей и уплотнения зазоров гл. обр. в цилиндропоршневых группах. Наиб. распространены дизельные М.м., применяемые для смазки автотракторных, транспортных, стационарных, тепловозных и судовых двигателей. Карбюраторные М.м. используют только в автомобильных двигателях. Масла, предназначенные для обоих типов двигателей, наз. универсальными. Особая группа М.м.-авиационные масла. По сезонности применения различают зимние, летние и все-сезонные масла.

М.м. подвергаются значительным мех. и термич. воздействиям. Они не должны сильно разжижаться топливом, терять текучесть при низких т-рах, вспениваться, интенсивно испаряться, образовывать осадки и смолистые отложения; должны обладать хорошими противоизносными и анти-фрикц. св-вами, не вызывать коррозию металлов и не разрушать др. конструкц. материалы, напр. резины. Осн. характеристики М.м.: вязкость 6-20 мм2/с (100°С), т.всп. 200-220 °С, т. заст. от - 15 до - 35 °С, зольность 0,95-1,65% по массе.

М. м. приготовляют гл. обр. на основе нефтяных фракций. Последние по способу произ-ва подразделяют на дистил-лятные (получают вакуумной перегонкой нефти) и остаточные (производят очисткой гудронов, образующихся при перегонке мазутов). Масла требуемой вязкости вырабатывают, как правило, компаундированием дистиллятных и остаточных компонентов. Нефтяные М.м.-жидкие смеси изо-парафиновых, нафтеновых, ароматич. и нафтеноароматич. углеводородов (мол. м. 300-600). Все большее применение находят синтетические М.м., к-рые в отличие от нефтяных выдерживают без заметного разложения и испарения высокие рабочие т-ры (до 700 °С и выше) и сохраняют подвижность (без потери текучести) при низких т-рах (до — 40°С и ниже), что облегчает запуск двигателей. Базовые синтетич. масла-преим. поли-a-олефины, диэфиры (на основе сложных эфиров дикарбоновых к-т), полиалкилен-гликоли, диалкилбензолы. Наряду с синтетич. маслами используют также нефтяные основы с добавками синтетич. компонентов.

Для улучшения эксплуатац. св-в М.м. в них вводят присадки (1-25% по массе): моюще-диспергирующие (сульфо-наты, салицилаты и феноляты Са, сукцинимиды)-для предотвращения образования на деталях двигателей нагаров и лаковых пленок; антиокислит. и противоизносные (2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, диалкидитиофосфаты Zn); антифрикционные (MoS2, графит)-для снижения потерь на трение и снижения расхода топлива; загущающие, или вязкостные (полиизобутилен, полиметакрилаты); депрессорные (алкилнафталины)-для снижения т-ры застывания масел; антипенные (полиметилсилоксан). Добавлением спец. ингибиторов коррозии (производные сукцинимида и др.) получают т. наз. рабочие консервац. масла, обеспечивающие длительное (10 лет и более) хранение двигателей.

Отработавшие нефтяные М.м. необходимо заменять новыми через 6-12 тыс. км пробега машин или 120-480 ч функционирования двигателей; сроки смены синтетич. масел в 1,5-2,0 раза больше. Для повторного использования таких масел их подвергают спец. обработке с целью регенерации-восстановления эксплуатац. св-в (см. Смазочные масла). Мировое произ-во М.м. более 15 млн. т/год (1989).


===
Исп. литература для статьи «МОТОРНЫЕ МАСЛА»:
Куляев А. М., Химия и технология присадок к маслам и топливам, М., 1972; Товарные нефтепродукты. Свойства и применение. Справочник, 2 изд., М., 1978, с. 91-125; Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986, с. 224-39; Справочник нефтеперерабо гчика, Л., 1986, с. 438-47; Мамедьяров М.А., Химия синтетических масел, Л., 1989.

В. Л. Лашхи.

Страница «МОТОРНЫЕ МАСЛА» подготовлена по материалам химической энциклопедии.

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Rambler's Top100
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved